Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А.,
при участии от Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" Чумичевой О.В. (доверенность от 11.12.2012), от Правительства Калининградской области Готовчика А.Л. (доверенность от 26.12.2012),
рассмотрев 28.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу N А21-4536/2012 (судьи Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Попова Н.М.),
установил:
Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области (далее - Министерство) убытков в сумме 3 334 000 руб., понесенных в связи с предоставлением жилых помещений Аксеновой Е.В., Косенкову С.И. и Новосельцевой Н.Н., относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Определениями суда от 27.06.2012 и от 18.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования Калининградской области и Правительство Калининградской области (далее - Правительство).
Решением суда первой инстанции от 10.09.2012 (судья Лобанова Е.А.) убытки в полном объеме взысканы в пользу Администрации с Калининградской области в лице Министерства за счет казны Калининградской области.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2012 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, жилые помещения для детей, оставшихся без попечения родителей, невозможно приобрести за счет субвенций из областного бюджета ввиду их недостаточности.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы жалобы, представитель Правительства просил в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании постановлений Администрации от 29.07.2011 N N 1240, 1256 и от 14.09.2011 N 1540 Аксеновой Е.В., Косенкову С.И. и Новосельцевой Н.Н., относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма в Калининграде предоставлены однокомнатные квартиры N 258 в доме 3 по улице Вадима Фермора, N 6/3 в доме 22 по улице Серпуховской, N 8 в доме 37 по улице Красная соответственно.
Названные граждане были включены в списки граждан, в отношении которых принято решение об обеспечении жилым помещением за счет средств субвенций из бюджета Калининградской области (Косенков С.И. в 2010 году, Аксенова Е.В. и Новосельцева Н.Н. в 2011 году).
Администрация, сославшись на понесенные убытки в результате выбытия квартир из муниципальной собственности, рыночная стоимость которых составила 3 334 000 руб., обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав за Администрацией право на компенсацию убытков за счет казны Калининградской области, удовлетворил иск в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции отменил решение и отказал в иске исходя из того, что необходимые денежные средства для надлежащей реализации истцом делегированных ему публично-правовых полномочий в муниципальный бюджет перечислены в 2010 году. Предоставление истцом по договорам социального найма спорных жилых помещений не повлекло изъятие субвенций в областной бюджет, которые сохранены за муниципальным образованием на следующий финансовый год.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статье 5 Закона N 159-ФЗ предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона Калининградской области от 28.12.2007 N 214 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Областной закон N 214) меры по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению жилой площадью в случаях, предусмотренных действующим законодательством, обязаны принимать органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области (подпункт 10).
При этом статьей 5 Областного закона N 214 предусмотрено, что финансовое обеспечение названных отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам городских округов и муниципальных районов субвенций из областного бюджета на соответствующий финансовый год (пункт 1); в случае использования таких финансовых средств не по целевому назначению указанные средства изымаются в бюджет Калининградской области в установленном порядке (пункт 5).
В соответствии с пунктами 12 и 13 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленного постановлением Правительства Калининградской области от 20.07.2010 N 555 (действовал в спорный период), жилые помещения, предоставляемые детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются на первичном или вторичном рынках жилья, в том числе в находящихся в незавершенных строительством многоквартирных домах, подлежащих вводу в эксплуатацию не позднее первого полугодия года, следующего за текущим финансовым годом. Размещение заказов на право заключения муниципальных контрактов (договоров) купли-продажи жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, материалами дела подтверждается и подателем жалобы не оспаривается, что муниципальному образованию в 2010 году из бюджета Калининградской области перечислены субвенции в целях реализации Администрацией мер по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в списки граждан, в отношении которых принято решение об обеспечении их жилым помещением за счет средств субвенций из областного бюджета.
Вместе с тем, Администрацией заказы на право заключения муниципальных контрактов (договоров) купли-продажи жилых помещений для Аксеновой Е.В., Косенкова С.И. и Новосельцевой Н.Н. в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не размещены, а жилые помещения им предоставлены из муниципального жилищного фонда, что так же установлено апелляционным судом.
Согласно статье 5 Областного закона N 214 органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные финансовые средства для осуществления передаваемых отдельных государственных полномочий в порядке, предусмотренном действующим законодательством (пункт 6).
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Исходя из того, что субвенции, предоставленные в 2010 году муниципальному образованию, не изъяты в бюджет Калининградской области, а сохранены за данным муниципальным образованием на следующий 2011 финансовый год, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что право муниципального образования на компенсацию расходов, возникших в связи с обеспечением жилой площадью лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в данном случае не нарушено, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе ее подателем, рассмотрены судом апелляционной инстанций и отклонены, получив надлежащую правовую оценку.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу N А21-4536/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.