Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Красногвардеец" Крепак А.В. (доверенность от 27.05.2012), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Тян Н.И. (доверенность от 22.01.2013 N 05-06/00928),
рассмотрев 04.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2012 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Сомова Е.А.) по делу N А56-41641/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Красногвардеец", место нахождения: 197376, Санкт-Петербург, Инструментальная улица, дом 3, ОГРН 1027806885963 (далее - Общество, ОАО "Красногвардеец"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 197136, Санкт-Петербург, улица Ленина, дом 11/64, ОГРН 1047822999872 (далее - Инспекция), от 27.05.2011 N 17515 в части предложения уплатить 1 449 874 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), 599 366 руб. 07 коп. пеней и 35 528 руб. штрафа, а также требования налогового органа от 10.06.2011 N 70954 об уплате налога, сбора, пени и штрафа в полном объеме.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными требование Инспекции от 27.05.2011 N 17515 в части предложения уплатить 1 449 874 руб. НДС с соответствующей суммой пеней и штрафа, а требование от 10.06.2011 N 70954 - в части предложения уплатить пени, начисленные на указанную недоимку по налогу. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 06.03.2013 решение изменено: требование налогового органа от 27.05.2011 N 17515 признано недействительным в части предложения уплатить 1 449 874 руб. НДС и 599 366 руб. 07 коп. пеней, а требование от 10.06.2011 N 70954 - в полном объеме. В остальной части в удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые ими решение и постановление и принять по данному делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Красногвардеец" полностью.
В отзыве на кассационную жалобе Общество, считая постановление апелляционного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2007 и 2008 годах Общество осуществляло как операции, подлежащие обложению НДС, так и операции, освобожденные от налогообложения в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Однако в нарушение положений пункта 4 статьи 170 НК РФ в указанный период налогоплательщик принимал к вычету предъявленный поставщиками НДС без расчета пропорций, раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) не вел.
Инспекция провела выездную налоговую проверку Общества, по результатам которой приняла решение от 31.03.2011 N 10.14/0121 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением, в частности, налогоплательщику предложено уплатить 1 013 891 руб. НДС за январь, март, май - ноябрь 2007 года и I - II квартал 2008 года, 703 188 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты этого налога, и 35 528 руб. штрафа, наложенного по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Кроме того, налоговым органом уменьшена сумма налога, предъявленная к возмещению из бюджета за август, сентябрь и декабрь 2007 года, в размере 1 749 874 руб.
Основанием для принятия решения и доначисления НДС послужили установленные Инспекцией в ходе проверки факты неисчисления налогоплательщиком в 2007 году НДС с поступивших авансовых платежей в счет предстоящих поставок продукции и неправомерное предъявление в 2008 - 2007 годах к вычету 2 763 765 руб. НДС.
В адрес Общества на основании вступившего в законную силу решения от 31.03.2011 N 10.14/0121 Инспекцией выставлено требование от 27.05.2011 N 17515 об уплате налога, сбора, пени и штрафа. В этом требовании заявителю предложено уплатить в том числе 1 749 874 руб. НДС, 703 188 руб. пеней и 35 528 руб. штрафа.
Впоследствии Инспекция направила налогоплательщику также требование от 10.06.2011 N 70954 об уплате 39 846 руб. 87 коп. пеней по НДС.
Посчитав указанные требования налогового органа незаконными, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворили заявление налогоплательщика в части.
Апелляционный суд изменил решение суда.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2012 по делу N А56-35355/2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012, Обществу отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции от 31.03.2011 N 10.14/0121 в части доначисления 203 833 руб. недоимки по НДС, уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС на общую сумму 1 707 866 руб., начисления пеней в соответствующей части и привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в соответствующей части. Законность и обоснованность судебных актов по этому делу подтверждены постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.08.2012.
Суды трех инстанций по результатам рассмотрения дела N А56-35355/2011 пришли к выводу, что налоговый орган правомерно осуществил перерасчет суммы НДС, подлежащей вычету с учетом пропорции удельного веса выручки облагаемой продукции к общей стоимости продукции; расчет Инспекции налогоплательщиком не оспорен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
На основании вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности лицу, в отношении которого вынесено это решение, направляется в установленном статьей 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 3 статьи 101.3 НК РФ).
Обжалуемое налогоплательщиком требование Инспекции от 27.05.2011 N 17515 (том дела 1, листы 25 и 26) выставлено на основании принятого по итогам выездной налоговой проверки решения от 31.03.2011 N 10.14/0121. В это требование, в частности, включены 1 013 891 руб. недоимки по НДС, 1 749 874 руб. неправомерно предъявленного заявителем НДС к возмещению, 703 188 руб. пеней и 35 528 руб. штрафа.
В силу статей 45 и 69 НК РФ и статей 65 и 200 АПК РФ налоговый орган обязан подтвердить надлежащими доказательствами каждую сумму недоимки, предъявляемую налогоплательщику к уплате.
В подтверждение обоснованности предложения Обществу в указанном требовании уплатить 1 749 874 руб. НДС, предъявленного им к возмещению из бюджета в декларациях за август, сентябрь и декабрь 2007 года, Инспекция сослалась на налоговые декларации (первичные и уточненные) по НДС, представленные налогоплательщиком (том дела 3, листы 27 - 66); данные лицевого счета налогоплательщика за период с 01.01.2005 по 29.09.2012 (том дела 3, листы 79 - 87); направленные заявителем в налоговый орган заявления о возврате и зачете переплаты по НДС и вынесенные Инспекцией решения о зачете (возврате) налога (том дела 3, листы 89 - 91, 95 - 99)
Из составленной Инспекцией таблицы (приложение к объяснениям по делу N А56-41641/2011; том дела 3, лист 78) следует:
- в уточненной налоговой декларации по НДС за август 2007 года Общество предъявило к возмещению 108 653 руб. НДС. Указанная сумма налога возмещена налогоплательщику путем возврата на его расчетный счет 58 304 руб. и путем зачета по заявлению ОАО "Красногвардеец" остальной суммы налога в счет текущих платежей по НДС;
- по данным первоначальной и уточненной налоговых деклараций по НДС за сентябрь 2007 года Общество предъявило к возмещению из бюджета 501 535 руб. налога. Инспекция возместила 159 839 руб. НДС путем возврата, а 341 696 руб. налога по заявлению налогоплательщика зачтены в счет уплаты налогов;
- в первоначально поданной и в уточненной налоговых декларациях по НДС за декабрь 2007 года ОАО "Красногвардеец" предъявило к возмещению из бюджета 1 236 471 руб. налога. Налоговый орган возместил налогоплательщику 1 139 686 руб., из которых 181 857 руб. - возвратил на его расчетный счет, 957 829 руб. НДС зачел по заявлениям Общества.
ОАО "Красногвардеец" согласилось с доводом налогового органа о правомерном включении в спорное требование 300 000 руб. налога, предъявленного к возмещению из бюджета за декабрь 2007 года. Как указал заявитель, решение Инспекции от 14.09.2009 N 18533 о зачете (том дела 3, лист 91) содержит данные о том, что переплата по НДС в этой сумме образовалась в результате возмещения налога за декабрь 2007 года по сроку 21.01.2008. В отношении остальных решений Инспекции Общество сослалось на то, что они не свидетельствуют о проведении налоговым органа зачета (возврата) НДС, предъявленного к возмещению за август, сентябрь и декабрь 2007 года.
Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным требование Инспекции от 27.05.2011 N 17515 в части предложения уплатить 1 449 874 руб. НДС (1 749 874 руб. - 300 000 руб.), сделав вывод о том, что установленные по делу обстоятельства и материалы дела не подтверждают довод налогового органа о возмещении налогоплательщику в указанной сумме НДС за август, сентябрь и декабрь 2007 года в той или иной форме (за исключением зачета по решению от 14.09.2009 N 18533, которое не оспаривается заявителем).
Довод налогового органа о том, что по делу N А56-35355/2011 судами подтверждено наличие у Общества недоимки по НДС, которая образовалась в результате неправомерного возмещения из бюджета этого налога за август, сентябрь и декабрь 2007 года, рассмотрен судами и получил надлежащую правовую оценку. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в ходе рассмотрения этого дела суды признали необоснованным предъявление заявителем к возмещению их бюджета 1 749 874 руб. в связи с завышением суммы налоговых вычетов, однако не квалифицировали сумму излишне предъявленного Обществом НДС в качестве недоимки по налогу. Из содержания судебных актов по делу N А56-35355/2011 не следует, что суды проверяли, произвел ли налоговый орган возмещение налогоплательщику указанной суммы путем возврата или зачета. В решении налогового органа от 31.03.2011 N 10.14/0121 также не указаны обстоятельства, связанные с возвратом (зачетом) НДС по заявлениям налогоплательщика.
Утверждение Инспекции о том, что данные лицевого счета налогоплательщика подтверждают отражение указанных в декларациях сумм налога к вычету и осуществленные налоговым органом действия по зачету (возврату), также обоснованно отклонено судами.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Указание в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах переплаты и произведенных зачетах (возвратах) само по себе, в отсутствие документального обоснования их внесения в учетные документы, не может подтверждать, что Инспекция в действительности в порядке, установленном статьей 176 НК РФ, возместила НДС заявителю. Сведения, внесенные налоговым органом в лицевой счет, должны быть подтверждены соответствующими документами, в частности, принятыми решениями о зачете (возврате).
В материалы дела Инспекция представила решения о возврате (зачете), которые, по ее мнению, достоверно подтверждают фактический возврат (зачет) спорной суммы НДС, предъявленного к возмещению за август, сентябрь и декабрь 2007 года.
В силу части 3 статьи 71 АПК РФ доказательство признается достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Суды правомерно отклонили ссылку налогового органа на решение о зачете от 14.09.2009 N 18534 (том дела 3, лист 90), поскольку в нем указано, что переплата образовалась в результате возмещения НДС за IV квартал 2008 года по сроку 20.01.2009.
Остальные решения Инспекции о возврате налога также получили оценку судов. Суды пришли к выводу, что они с бесспорностью не подтверждают факт возврата налогоплательщику из бюджета НДС, предъявленного к возмещению за август, сентябрь и декабрь 2007 года. Согласно вынесенному по заявлению Общества от 06.10.2009 N КГР-1/10-09 (том дела 3, лист 95) решению налогового органа (том дела 3, лист 96) у налогоплательщика имеется переплата по НДС в сумме 400 000 руб. согласно карточке лицевого счета. При этом указано, что переплата образовалась "результате предъявления к возмещению из бюджета НДС по экспорту в налоговой отчетности за 4 кв. 2008 год, 3 к. 2007 г"; "переплата в сумме 400 000 руб. подлежит возврату, что подтверждено камеральной проверкой - решения от 17.04.2009 N 370 и 16.01.2008 N 3393". Эти решения в материалы дела не представлены. Из решений налогового органа о возврате от 12.10.2009 N 19365, 19366 и 19367 (том дела 3, листы 97 - 99) не видно, из каких сумм сложилась переплата по НДС. В них указано: "в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика на дату принятия решения о возврате числится указанная переплата, образовавшаяся в результате возм. НДС за 3 кв. 2007 г. по сроку 22.10.2007 решение N 3393 от 16.01.2008, возм. НДС за 4 кв. 2008 г., по сроку 20.01.2009 решение N 370 от 17.04.2009". Однако, какая сумма (159 839 руб., 58 304 руб., 181 857 руб.) является НДС, предъявленным к возмещению из бюджета за III квартал 2007 года, а какая - за IV квартал 2008 года, не ясно. Данных о том, что переплата относится к спорным периодам - август, сентябрь и декабрь 2007 года, в решениях нет.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив на их основе фактические обстоятельства дела, пришли к обоснованному выводу о недоказанности Инспекцией факта возврата Обществу 1 449 874 руб. НДС, предъявленного к возмещению за август, сентябрь и декабрь 2007 года.
В отношении 703 188 руб. пеней, включенных Инспекцией в требование от 27.05.2011 N 17515, суд апелляционной инстанции установил, что пени начислены как на выявленную по итогам выездной проверки недоимку по НДС (1 013 891 руб.), так и на излишне предъявленный Обществом к возмещению НДС (1 749 874 руб.).
Это подтверждено и налоговым органом в ходе рассмотрения данного дела в судах (том дела 3, лист 25).
В то же время, как установил суд, из решения Инспекции от 31.03.2011 N 10.14/0121 и приложения N 3 "Расчет пени на суммы несвоевременно перечисленного в бюджет НДС по внутренним оборотам" (том дела 1, листы 142 и 143) невозможно определить сумму пеней, обоснованно начисленную на выявленную по итогам проверки недоимку по НДС.
Инспекция в материалы дела также не представила обоснованного и документально подтвержденного расчета пеней, начисленных на сумму выявленной по результатам выездной налоговой проверки недоимки по НДС. В акте сверки (том дела 3, лист 25), составленном Инспекцией в одностороннем порядке, сумма пеней на излишне предъявленный к возмещению НДС указана в размере 445 223 руб. При этом расчет пеней в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ, не представлен, а пени определены пропорционально (703 188 x (1 749 874 : (1 749 874 + 1 013 891)). Такой порядок исчисления пеней признан судом апелляционной инстанции не основанным на положениях действующего законодательства.
Расчет необоснованно включенной налоговым органом в спорное требование суммы пеней, составленный Обществом (том дела 3, лист 26), проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным. Инспекция доказательств, опровергающих правильность этого расчета, в материалы дела не представила. Не заявляет о наличии таких доказательств налоговый орган и в кассационной жалобе.
Как установил суд апелляционной инстанции, Инспекция не доказала по праву и размеру обоснованность начисления пеней на сумму НДС, излишне предъявленного Обществом к возмещению из бюджета, а также правомерность включения в требование от 27.05.2011 N 17515 указанных в решении от 31.03.2011 N 10.14/0121 пеней в полном объеме. Поэтому оснований для отмены постановления апелляционного суда о признании недействительным указанного требования в части предложения заявителю уплатить 599 366 руб. 07 коп. пеней кассационная инстанция не усматривает.
В кассационной жалобе Инспекция не приводит доводов относительно признания судом апелляционной инстанции недействительным требования налогового органа от 10.06.2011 N 70954 в полном объеме.
Поскольку в этом требовании заявителю предложено уплатить 39 846 руб. 87 коп. пеней, которые начислены на недоимку по НДС в размере 1 031 891 руб. и на излишне предъявленный к возмещению НДС в размере 1 749 874 руб.; а налоговый органа в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не представил расчет, который позволил бы проверить обоснованность начисления пеней в этой сумме (в акте сверки, составленном Инспекцией в одностороннем порядке, сумма пеней на излишне предъявленный к возмещению НДС определена пропорционально, что противоречит положениям статьи 75 НК РФ), то кассационная инстанция также не находит оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, представленные сторонами в подтверждение занятых ими позиций, оценены судом апелляционной инстанций полно и всесторонне. Доводы кассационной жалобы Инспекции повторяют ранее приводимые аргументы, которые были предметом всестороннего и объективного исследования суда и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, поэтому суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого по данному делу постановления и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по делу N А56-41641/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.