03 июля 2013 г. |
Дело N А56-43421/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О.,
рассмотрев 02.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу компании - SKIPP-TRANS OY на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2012 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.) по делу N А56-43421/2012,
установил:
компания - SKIPP-TRANS OY, место нахождения: Финляндия, 48100, г. Котка, ул. Кескускату, 5А 15 (далее - SKIPP-TRANS OY, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований), о признании недействительными требований Выборгской таможни, место нахождения: 188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 9/15, ОГРН 1034700881522 (далее - таможня) от 23.09.2011 N 262 и N 263 об оплате таможенных платежей в общей сумме 2 764 910 руб.
Решением суда от 24.09.2012 суд отказал SKIPP-TRANS OY в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 17.01.2013 отменил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2012 в части отказа в удовлетворении заявления SKIPP-TRANS OY о признании недействительными требований Выборгской таможни от 23.09.2011 N 262 и N 263 в части начисления пеней в размере 286 руб. 44 коп. и 2 559 руб. 33 коп. за период с 03.04.2011 по 06.04.2011 соответственно. И признал недействительными указанные требования Выборгской таможни в соответствующей части.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права - статей 80, 283, 342, 343 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) во взаимосвязи с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 27.04.2001 N 7-П и определении от 12.05.2005 N 168-О.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, SKIPP-TRANS OY 02.04.2011 временно ввезло на таможенную территорию Российской Федерации транспортные средства международной перевозки: автомобиль "СКАНИЯ" 2000 года выпуска, регистрационный номер LXF681, и прицеп "Кроне" 1994 года выпуска, регистрационный номер PHZ206 по CMR N 10206040/211210/В034201 и N 10206040/211210/В01481666 соответственно. Срок временного ввоза указанных транспортных средств установлен таможенным органом до 02.07.2011.
В период временного ввоза, а именно 06.04.2011 указанные транспортные средства были похищены в Санкт-Петербурге неустановленными лицами. По факту хищения 22.04.2011 следственным управлением при УВД Приморского района Санкт-Петербурга возбуждено уголовное дело N 429748, в рамках которого заявитель был признан потерпевшим.
Поскольку в установленный срок транспортные средства не вывезены с территории Таможенного союза таможня выставила в адрес SKIPP-TRANS OY требования от 23.09.2011 N 262 и N 263 об оплате таможенных платежей на общую сумму 2 764 910 руб.
Не согласившись с законностью требований таможни, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и признали, что в рассматриваемом случае у таможенного органа имелись правовые и фактические основания для направления заявителю оспариваемых требований.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как указано в части 1 статьи 316 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), в соответствии с пунктом 5 статьи 279 и пунктом 4 статьи 345 ТК ТС допускается использование транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), а также иных транспортных средств, являющихся условно выпущенными товарами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, в том числе транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, в качестве транспортных средств международных перевозок с их временным вывозом с территории Российской Федерации и обратным ввозом на территорию Российской Федерации в порядке, установленном главой 48 ТК ТС.
Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами (подпункт 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС).
В главе 48 ТК ТС определены порядок и условия перемещения транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.
Согласно пункту 1 статьи 342 ТК ТС временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;
2) если транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства - члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 342 ТК ТС транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, имеют статус иностранных товаров. Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается их вывозом с таможенной территории таможенного союза в сроки, предусмотренные статьей 343 названного Кодекса, или помещением под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
В соответствии со статьей 343 ТК ТС временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства международной перевозки должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом положений статьи 219 ТК ТС, если иное не установлено международными договорами (пункт 1).
При невозможности вывоза транспортного средства международной перевозки в сроки, предусмотренные в пункте 1 названной статьи, по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает срок временного ввоза транспортного средства международной перевозки на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен вывоз транспортного средства международной перевозки (пункт 2).
В статье 344 ТК ТС приведены допустимые и недопустимые операции с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки, а равно указаны обстоятельства, при наличии которых возникает обязанность по уплате таможенных платежей в отношении временно ввезенных транспортных средств (в связи с недопустимыми операциями без помещения таких транспортных средств под таможенные процедуры).
В данном случае транспортные средства как иностранные товары временно выпущены таможенным органом в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры и задекларированных с применением стандартных документов перевозчика (подпункт 5 пункта 1 статьи 4, пункт 2 статьи 150, пункт 2 статьи 153, пункт 4 статьи 341, статья 350 ТК ТС).
В установленный таможней срок - до 02.07.2011 временно ввезенные транспортные средства не вывезены и под таможенную процедуру не помещены. Вместе с тем заявитель не обратился в таможенный орган с заявлением о продлении срока вывоза транспортных средств на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен их вывоз (ввиду пункта 2 статьи 343 ТК ТС), полагая, что транспортные средства безвозвратно утрачены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 ТК ТС товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 названной статьи, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с названным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 79 ТК ТС). Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов установлен статьей 76 ТК ТС.
Пункт 2 статьи 80 ТК ТС предусматривает случаи, когда прекращается обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, в том числе в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). К таким случаям относится в числе прочего уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
Однако хищение товаров не является одним из таких обстоятельств.
Следовательно, вывод судебных инстанций о наличии у заявителя обязанности по уплате таможенных платежей за невывезенные с таможенной территории Таможенного союза транспортные средства является правильным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установил, что пени начислены таможенным органом за период с 03.04.2011 по 23.09.2011. Однако в силу части 4 статьи 283 ТК ТС, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении спорных транспортных средств, считается дата их утраты, а именно 06.04.2011. Следовательно, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что начисление SKIPP-TRANS OY пени с 03.04.2011 - даты, следующей за днем подачи декларации (02.04.2011) является неправомерным. В данном случае пени подлежит начислению с 07.04.2011. С учетом изложенного, апелляционный суд обоснованно признал недействительными требования таможни от 23.09.2011 N 262 и N 263 в части начисления SKIPP-TRANS OY пеней за период с 03.04.2011 по 06.04.2011 - по требованию N 262 в размере 286,44 руб., а по требованию N 263 в размере 2 559,33 руб.
Ссылки заявителя на выводы Конституционного Суда Российской Федерации (в постановлении от 27.04.2001 N 7-П и в определении от 12.05.2005 N 168-О) не принимаются судом, так как они связаны с ошибочным толкованием норм материального права, подлежащих применению в спорном периоде.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 по делу N А56-43421/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу компания SKIPP-TRANS OY - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.