16 июля 2013 г. |
Дело N А56-50189/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Блиновой Л.В., Любченко И.С.,
при участии от закрытого акционерного общества "Курортэнерго" Гетман Ю.В. (доверенность от 09.01.2013 N 27/2013),
рассмотрев 09.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Курортэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2012 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-50189/2012,
установил:
Закрытое акционерное общество "Курортэнерго", место нахождения: 197706, Санкт-Петербург, город Сестрорецк, улица Коммунаров, дом 16, ОГРН 1027812400747 (далее - ЗАО "Курортэнерго", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 16, 17, 20, 23, с 25-го по 28-й, с 31-го по 38-й, 40, 41, 43, 47, с 49-го по 51-й, а также с 53-го по 69-й предписания Отдела надзорной деятельности Курортного района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, место нахождения: 197706, Санкт-Петербург, Транспортная улица, дом 1 (далее - Отдел, ОНД), от 14.05.2012 N 2-17-215/1/2 по устранению нарушений требований пожарной безопасности (далее - Предписание).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 26.12.2012 заявленные требования ЗАО "Курортэнерго" удовлетворены частично. Пункты 37, 50 и 51 оспариваемого предписания Отдела признаны недействительными. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционного суда от 01.04.2013 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Курортэнерго" просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа заявителю в удовлетворении его требований о признании недействительными пунктов Предписания и вынести новое решение.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители ОНД и Управления о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Отделом на основании распоряжения от 01.03.2012 N 2-17-215 была проведена с 23.04.2012 по 14.05.2012 плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в комплексе зданий административного и производственного назначения по адресу: Санкт-Петербург, город Сестрорецк, Морская улица, дом 25, литера "А", собственником которых является закрытое акционерное общество "Холдинговая компания "Курортэнерго".
В ходе проверки были выявлены и в акте от 14.05.2012 N 2-17-215 зафиксированы определенные нарушения.
По результатам проверки в отношении ЗАО "Курортэнерго" вынесено предписание.
Не согласившись с частью вменяемых Обществу нарушений, последнее оспорило указанное Предписание в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал пункты 37, 50 и 51 предписания недействительными исходя из того, что Отдел не доказал нарушение требований правил и норм пожарной безопасности ЗАО "Курортэнерго".
Апелляционная инстанция оставила данное решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу ЗАО "Курортэнерго" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу частей 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", действовавшими в спорный период и утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
Наряду с указанными правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В данном случае суды двух инстанций пришли к выводу о нарушении со стороны ЗАО "Курортэнерго" вышеназванных ППБ 01-03, "Строительных норм и правил": СНиП 21-01-97* - "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; "Норм пожарной безопасности": - НПБ 110-03 - "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, автоматической пожарной сигнализацией"; Закона N 123-ФЗ; "Свода правил": - "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" и ГОСТ Р 53254-2009.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается следующее. Наружная вертикальная пожарная лестница, установленная на фасаде здания литера "А", не соответствует нормативным требованиям (нижняя ступень лестницы расположена на высоте более 1500 мм от уровня земли). В производственном здании, расположенного к юго-востоку от здания литера "А" в помещении санузлов и в помещении раздевалки эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников. Дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещения производственного назначения от административной части в производственном здании, расположенного к юго-востоку от здания литера "А", не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости; в производственных помещениях в северо-восточной части производственного здания, расположенного к юго-востоку от здания литера "А", эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников; в здании склада, расположенном к северо-востоку от здания литера "А", в складских помещениях эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников; в складских помещениях эксплуатируются электропровода и кабели с потерявшей защитные свойства изоляцией; формирование сигнала на управление в автоматическом режиме системы оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара в здании склада, расположенном к северо-востоку от здания литера "А", осуществляется при срабатывании одного пожарного извещателя.
В коридоре оздоровительного комплекса в здании литера "А" (на плане ПИБ помещение N 3) переход выходом наружу место перепада высот пола не оборудовано лестничным маршем с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6; софиты в помещениях оздоровительного комплекса (на плане ПИБ помещение N 3) размещены на расстоянии менее 0,5 м от горючих конструкций (деревянной отделки потолка); в коридоре данного комплекса (на плане ПИБ помещение N 3) перед выходом наружу отделка потолка выполнена горячими материалами (дерево); в коридоре оздоровительного комплекса (между помещениями N 7 и 5 согласно плана ПИБ) на пути из помещений сауны установлена раздвижная дверь; в помещении бассейна оздоровительного комплекса (на плане ПИБ N 10) перепады высот пола на пути эвакуации не оборудованы лестничными маршами с числом ступеней не менее трех или пандуса с уклоном не более 1:6; дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещения оздоровительного комплекса (помещение N 14 согласно плану ПИБ) от трех этажной административной части здания литера "А", не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости; в помещении тамбура перед парильной в оздоровительном комплексе в эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников.
Дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещения гаража от трехэтажной административной части здания литера "А" (на плане ПИБ помещение N 32), не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости; в помещениях гаража в здании литера "А" (помещения N 1 и 2 на плане ПИБ) эксплуатируются электропровода и кабели с потерявшей защитные свойства изоляцией; в помещениях санузла, расположенных на первом этаже административной части здания литера "А" (помещения N 17 и 18 согласно плану ПИБ), эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников; в помещениях санузла, расположенных на первом этаже административной части здания литера "А" (помещения N 17 и 18 согласно плану ПИБ), эксплуатируются электропровода и кабели с потерявшей защитные свойства изоляцией; тамбур эвакуационного выхода из коридора первого этажа административной части здания литера "А" (помещение N 22 согласно плану ПИБ) наружу не оборудован установкой автоматической пожарной сигнализации (не установлены пожарные извещатели); на первом этаже административной части здания литера "А" эксплуатируются электропровода и кабели с потерявшей защитные свойства изоляцией; дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещение теплоцентра от помещения подвала в административной части здания литера "А", не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости; между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей в лестничной клетке административной части здания литера "А" выполнен зазор шириной в плане в свету менее 75 мм; в лестничной клетке в административной части здания литера "А" между первым и вторым этажами размещена батарея отопления, выступающая из плоскости стены на высоте менее 2,2 м от площадки лестницы; административное помещение на втором этаже административной части здания литера "А" (помещение N 6 согласно плану ПИБ) не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации; в административном помещении и в помещении санузла на втором этаже административной части здания литера "А" (помещения N 6 и 7 согласно плану ПИБ) эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников.
Расстояние от потолка до верхних частей оповещателей составляет менее 150 мм в помещениях второго этажа административной части здания литера "А" (помещения N 10 и 2 согласно плану ПИБ); формирование сигнала на управление в автоматическом режиме системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара в здании административного корпуса, гаража литера "А", осуществляется при срабатывании одного пожарного извещателя; дверь помещения N 4 согласно плану ПИБ, выходящая на лестничную клетку на уровне второго этажа в административной части здания литера "А", в открытом положении уменьшает расчетную ширину лестничной площадки.
Расстояние от потолка до верхних частей оповещателей составляет менее 150 мм в помещении N 2 согласно плану ПИБ, расположенном на третьем этаже административной части здания литера "А"; дверь помещения N 7 согласно плану ПИБ, выходящая на лестничную клетку на уровне третьего этажа в административной части здания литера "А", в открытом положении уменьшает расчетную ширину лестничной площадки; отделка полов в коридоре третьего этажа административной части здания литера "А" (помещения N 7 и 8 согласно плану ПИБ) на путях эвакуации выполнена отделочными материалами с показателями опасности выше нормативных (линолеум); в лестничной клетке административной части здания литера "А" на уровне третьего этажа эксплуатируется электросветильник без защитного колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией светильника; в помещении коридора третьего этажа административной части здания литера "А" (помещения N 7 и 8 согласно плану ПИБ) эксплуатируются электропровода и кабели с потерявшей защитные свойства изоляцией; расчетная ширина пути эвакуации в коридоре третьего этажа административной части здания литера "А" (помещения N 7 и 8 согласно плану ПИБ) составляет менее 1 метра (с учетом двустороннего расположения дверей, открываемых внутрь коридора); отделка пола в коридоре третьего этажа административной части здания литера "А" (помещение N 2 согласно плану ПИБ) на путях эвакуации выполнена отделочными материалами с показателями пожарной опасности выше нормативной (линолеум); в помещении коридора третьего этажа административной части здания литера "А" (помещения N 7 и 8 согласно плану ПИБ) эксплуатируется электросветильник без защитного колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией светильника.
В лестничной клетке административной части здания литера "А" проложена открытая электропроводка.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к правомерному выводу о том, что пункты 2, 16, 17, 20, 23, с 25-го по 28-й, с 31-го по 38-й, 40, 41, 43, 47, 49 и с 53-го по 69-й оспариваемого Предписания соответствуют законодательству Российской Федерации. Данное предписание выдано уполномоченным органом и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд кассационной инстанции полагает, что в удовлетворении заявления в части оспаривания указанных пунктов Предписания ЗАО "Курортэнерго" отказано правомерно.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, а выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, и имеющимся в нем доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А56-50189/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Курортэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.