г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А56-50189/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Б. Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): представителя Ю.В. Гетман (доверенность от 09.01.2013 N 27/2013)
от ответчиков 1, 2: представителя П.Г. Красных (доверенность от 11.05.2012 N 72-11-19)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2990/2013) ЗАО "Курортэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2012 по делу N А56-50189/2012 (судья О.В. Анисимова), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Курортэнерго"
к 1 - Отделу надзорной деятельности Курортного района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу,
2 - ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
об оспаривании пунктов предписания
установил:
Закрытое акционерное общество "Курортэнерго" (Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Коммунаров, д.16, ОГРН 1027812400747) (далее - Общество, ЗАО "Курортэнерго") с учетом уточнения заявленного требования обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 16, 17, 20, 23, 25-28, 31-38, 40, 41, 43, 47, 49-51, 53-69 предписания Отдела надзорной деятельности Курортного района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Транспортная, д.1) (далее - Отдел) N 2-17-215/1/2 от 14.05.2012 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве другого заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.85) (далее - Управление).
Решением суда от 26.12.2012 заявление Общества удовлетворено частично, пункты 37, 50, 51 оспариваемого предписания Отдела признаны недействительными, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 2, 16, 17, 20, 23, 25-28, 31-36, 38, 40, 41, 43, 47, 49, 53-69 предписания и принять новый судебный акт по делу. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно сослался на договор аренды нежилых зданий, заключенный между ЗАО "Холдинговая компания "Курортэнерго" и ЗАО "Курортэнерго", как на основание возникновения обязательств соблюдения противопожарных правил Обществом во всех проверенных помещениях. Устранения нарушений по ряду пунктов оспариваемого предписания связано с реконструкцией (перепланировкой) в помещениях, что не входит в обязанности арендатора. Нарушения, касающиеся некачественного выполнения работ в части автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, должны устраняться подрядной организацией, с которой заключен договор у арендодателя. Помещения санузлов, складских помещений, тамбура, коридор не относятся к помещениям, в которых запрещено эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями). Кроме того, Общество считает, что по ряду нарушений выводы об их наличии могли быть сделаны только на основании экспертного заключения либо на основании замеров, а не в результате визуального осмотра помещений. Отраженное в предписании нарушение, выражающееся в наличии открытой электропроводки на лестничной клетке административной части здания, не соответствует требованиям СНиП 21-01-97* (п. 6.32*).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Отдела, который также являлся представителем Управления, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 23.04.2012 по 14.05.2012 на основании распоряжения от 01.03.2012 N 2-17-215 Отделом проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в комплексе зданий административного и производственного назначения, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Морская, д.25, лит.А. Правообладателями зданий являются ЗАО "Холдинговая компания "Курортэнерго" и ЗАО "Курортэнерго".
По результатам проверки составлен акт от 14.05.2012 N 2-17-215 (л.д. 27-38) и вынесено предписание N 2-17-215/1/2 (далее - предписание), обязывающее Общество в срок до 14.01.2013 устранить выявленные нарушения в здании административного назначения по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Морская, д.25, лит.А, находящегося в управлении ЗАО "Курортэнерго" (л.д.14-24).
Обществу вменяются нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 (далее - ППБ 01-03), СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*), ГОСТ Р 53254-2009 "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 53254-2009), СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009), СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 3.13130.2009), СНиП 2.08.02-89* "Строительные нормы и правила. Общественные здание и сооружения" (далее - СНиП 2.08.02-89*), СНиП 2.04.01-85* "Строительные нормы и правила. Внутренний водопровод и канализация зданий" (далее - СНиП 2.04.01-85*), НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (далее - НПБ 110-03), всего 69 нарушений.
Полагая пункты 2, 16, 17, 20, 23, 25-28, 31-38, 40, 41, 43, 47, 49-51, 53-69 указанного предписания незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд удовлетворил заявленные требования в части, признав пункты 37, 50, 51 предписания недействительными, в удовлетворении заявленных требований в остальной части отказал, так как посчитал выявленные нарушения действующих правил противопожарной безопасности доказанными надзорным органом.
В части признания судом недействительными пунктов 37, 50, 51 предписания решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения представителей Общества, Отдела и Управления, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы на основании следующего.
В пунктах 2, 16, 17, 20, 23, 25-28, 31-6, 38, 40, 41, 43, 47, 49, 53-69 оспариваемого предписания отражены следующие нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности:
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, прил. Б, табл. Б-1 ГОСТ Р 53254-2009 наружная вертикальная пожарная лестница, установленная на фасаде здания литер А, не соответствует нормативным требованиям (нижняя ступень лестницы расположена на высоте более 1500 мм от уровня земли) (пункт 2 предписания);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в помещении санузлов (в производственном здании, расположенном к юго-востоку от здания литер А) эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников (пункт 16);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в помещении раздевалки (в производственном здании, расположенном к юго-востоку от здания литер А) эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников (пункт 17);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 7.18 СНиП 21-01-97* дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещения производственного назначения от административной части в производственном здании, расположенного к юго-востоку от здания литер А, не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости (пункт 20);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в производственных помещениях в северо-восточной части производственного здания, расположенного к юго-востоку от здания литер А, эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников (пункт 23);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в здании склада, расположенном к северо-востоку от здания литер А, в складских помещениях эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников (пункт 25);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в здании склада, расположенном к северо-востоку от здания литер А, в складских помещениях эксплуатируются электропровода и кабели с потерявшей защитные свойства изоляцией (пункт 26);
- в нарушение части 10 статьи 83 Закона N 123-ФЗ, пункта 14.2 СП 5.13130.2009 формирование сигнала на управление в автоматическом режиме системы оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара в здании склада, расположенном к северо-востоку от здания литер А, осуществляется при срабатывании одного пожарного извещателя (пункт 28);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.28 СНиП 21-01-97* в коридоре оздоровительного комплекса в здании литер А (пом. N 3 согласно плана ПИБ) переход выходом наружу место перепада высот пола не оборудовано лестничным маршем с числом ступеней не менее трех или пандусом с уклоном не более 1:6 (пункт 31);
- в нарушение пункта 62 ППБ 01-03 софиты в помещениях оздоровительного комплекса в здании литер А (пом. N 3 согласно плана ПИБ) размещены на расстоянии менее 0,5 метра от горючих конструкций (деревянной отделки потолка) (пункт 32);
- в нарушение пункта 53 ППБ 01-03 в коридоре оздоровительного комплекса в здании литер А (пом. N 3 согласно плана ПИБ) перед выходом наружу отделка потолка выполнена горячими материалами (дерево) (пункт 33);
- в нарушение пункта 53 ППБ 01-03 в коридоре оздоровительного комплекса в здании литер А (между пом. N 7 и N 5 согласно плана ПИБ) на пути из помещений сауны установлена раздвижная дверь (пункт 34);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.28 СНиП 21-01-97* в оздоровительном комплексе в здании литер А в помещении бассейна (пом. N 10 согласно плана ПИБ) перепады высот пола на пути эвакуации не оборудованы лестничными маршами с числом ступеней не менее трех или пандуса с уклоном не более 1:6 (пункт 35);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 7.18 СНиП 21-01-97* дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещения оздоровительного комплекса (пом. N 14 согласно плана ПИБ) от 3-этажной административной части здания литер А, не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости (пункт 36);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в помещении тамбура перед парильной в оздоровительном комплексе в здании литер А эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников (пункт 38);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 7.18 СНиП 21-01-97* дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещения гаража от 3-этажной административной части здания литер А (пом. N 32 согласно плана ПИБ), не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости (пункт 40);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в помещениях гаража в здании литер А (пом. N 1 и 2 согласно плана ПИБ) эксплуатируются электропровода и кабели с потерявшей защитные свойства изоляцией (пункт 41);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в помещениях санузла, расположенных на первом этаже административной части здания литер А (пом. N 17 и 18 согласно плана ПИБ), эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников (пункт 42);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в помещениях санузла, расположенных на первом этаже административной части здания литер А (пом. N 17 и 18 согласно плана ПИБ), эксплуатируются электропровода и кабели с потерявшей защитные свойства изоляцией (пункт 42);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 4 НПБ 110-03 тамбур эвакуационного выхода из коридора 1-го этажа административной части здания литер А (пом. N 22 согласно плана ПИБ) наружу не оборудован установкой автоматической пожарной сигнализации (не установлены пожарные извещатели) (пункт 47);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в лестничной клетке (пом. N 24 согласно плана ПИБ) на первом этаже административной части здания литер А эксплуатируются электропровода и кабели с потерявшей защитные свойства изоляцией (пункт 49);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 7.18 СНиП 21-01-97* дверь, установленная в проеме противопожарной преграды, отделяющей помещение теплоцентра от помещения подвала в административной части здания литер А, не выполнена противопожарной с нормируемым пределом огнестойкости (пункт 53);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 8.9 СНиП 21-01-97* между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей в лестничной клетке административной части здания литер А выполнен зазор шириной в плане в свету менее 75 мм (пункт 54);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.32* СНиП 21-01-97* в лестничной клетке в административной части здания литер А между первым и вторым этажами размещена батарея отопления, выступающая из плоскости стены на высоте менее 2,2 м от площадки лестницы (пункт 55);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 4 НПБ 110-03 административное помещение на втором этаже административной части здания литер А (пом. N 6 согласно плана ПИБ) не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации (пункт 56);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в административном помещении и в помещении санузла на втором этаже административной части здания литер А (пом. N 6 и N 7 согласно плана ПИБ) эксплуатируются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников (пункт 57);
- в нарушение части 7 статьи 84 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.4 СП 3.13130.2009 расстояние от потолка до верхних частей оповещателей составляет менее 150 мм в помещениях 2-го этажа административной части здания литер А (пом. N10 и N2 согласно плана ПИБ) (пункт 58);
- в нарушение части 10 статьи 83 Закона N 123-ФЗ, пункта 14.2 СП 5.13130.2009 формирование сигнала на управление в автоматическом режиме системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара в здании административного корпуса, гаража литер А, осуществляется при срабатывании одного пожарного извещателя (пункт 59);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.31* СНиП 21-01-97* дверь помещения N 4 согласно плана ПИБ, выходящая на лестничную клетку на уровне 2-го этажа в административной части здания литер А, в открытом положении уменьшает расчетную ширину лестничной площадки (пункт 60);
- в нарушение части 7 статьи 84 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.4 СП 3.13130.2009 расстояние от потолка до верхних частей оповещателей составляет менее 150 мм в помещении N 2 согласно плану ПИБ, расположенном на 3-ем этаже административной части здания литер А (пункт 61);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.31* СНиП 21-01-97* дверь помещения N 7 согласно плану ПИБ, выходящая на лестничную клетку на уровне 3-его этажа в административной части здания литер А, в открытом положении уменьшает расчетную ширину лестничной площадки (пункт 62);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.25* СНиП 21-01-97* отделка полов в коридоре 3-его этажа административной части здания литер А (пом. N 7 и 8 согласно плана ПИБ) на путях эвакуации выполнена отделочными материалами с показателями опасности выше нормативных (линолеум) (пункт 63);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в лестничной клетке административной части здания литер А на уровне 3-его этажа эксплуатируется электросветильник без защитного колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией светильника (пункт 64);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в помещении коридора 3-го этажа административной части здания литер А (пом. N 7 и N 8 согласно плана ПИБ) эксплуатируются электропровода и кабели с потерявшей защитные свойства изоляцией (пункт 65);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.26* СНиП 21-01-97* расчетная ширина пути эвакуации в коридоре 3-его этажа административной части здания литер А (пом. N 7 и N 8 согласно плана ПИБ) составляет менее 1 метра (с учетом двустороннего расположения дверей, открываемых внутрь коридора) (пункт 66);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.25* СНиП 21-01-97* отделка пола в коридоре 3-его этажа административной части здания литер А (пом. N 2 согласно плана ПИБ) на путях эвакуации выполнена отделочными материалами с показателями пожарной опасности выше нормативной (линолеум) (пункт 67);
- в нарушение пункта 60 ППБ 01-03 в помещении коридора 3-го этажа административной части здания литер А (пом. N 7 и 8 согласно плана ПИБ) эксплуатируется электросветильник без защитного колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией светильника (пункт 68);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.32* СНиП 21-01-97* в лестничной клетке административной части здания литер А проложена открытая электропроводка (пункт 69).
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под государственным пожарным надзором понимается осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 и действовавших в спорный период.
Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что нарушения правил противопожарной безопасности, отраженные в пунктах 2, 16, 17, 20, 23, 25-28, 31-36, 38, 40, 41, 43, 47, 49, 53-69 оспариваемого предписания, подтверждаются актом проверки от 14.05.2012 N 2-17-215 с приложенными фотоматериалами.
Из материалов дела следует, что между ЗАО "Холдинговая компания "Курортэнерго" (арендодатель) и ЗАО "Курортэнерго" (арендатор) заключен договор аренды нежилых зданий от 01.01.2011 N 01-11, в том числе нежилого здания площадью 960,1 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Морская, д.25, литер А, в целях использования для осуществления деятельности, связанной с электроснабжением потребителей электрической энергией (л.д.56-60).
Фактически Обществом используются часть производственного здания и складские помещения, что подтверждается актом проверки от 14.05.2012 N 2-17-215 и не оспорено представителем ЗАО "Курортэнерго" начальником АХО Фроловым А.В., присутствовавшим при проведении проверки и подписавшим акт проверки без замечаний.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм, согласно которым обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности возложена не только на собственника, но и на любое другое лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Общество является лицом, ответственным за соблюдением требований пожарной безопасности в здании, переданном ему в аренду. Данный вывод подтверждается также пунктом 2.3.1 Договора аренды, в соответствии с которым арендатор обязуется содержать объекты в порядке, предусмотренном санитарными, противопожарными правилами и правилами эксплуатации установленного санитарно-технического и инженерного оборудования, также содержать в порядке земельные участки, необходимые для использования объектов, осуществлять их благоустройство, озеленение и уборку от мусора.
Согласно пунктам 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6 Договора аренды арендатор обязуется:
- своевременно за свой счет производить текущий ремонт объектов, в том числе поддерживать в надлежащем состоянии их фасады;
- производить за свой счет капитальный ремонт, иные неотъемлемые улучшения объектов на сумму не более 1000000 рублей в год, предварительно согласовав в письменной форме объемы, сроки их производства и исполнителей с арендодателем. В случае, если в течение 10 рабочих дней с даты получения арендодателем письменного запроса арендатора на согласование планируемых объемов и сроков проведения капитального ремонта (создания необходимых улучшений) объектов последним не будет получен письменный ответ арендодателя на указанный запрос, то соответствующие работы считаются согласованными арендодателем. Затраты арендатора на производство капитального ремонта, иных неотделимых улучшений объектов, возмещаются арендодателем в соответствии с подпунктом 7.1 договора;
- не производить на объектах без письменного разрешения арендодателя, в том числе перепланировок и переоборудования капитального характера.
Таким образом, из Договора следует, что его условия не содержат запрета на проведение арендатором работ по текущему и капитальному ремонту арендуемого здания и имущества, а также перепланировку и переоборудование, а указывают лишь на необходимость согласования таких работ с арендатором, при этом предусматривают возмещение арендодателем произведенных затрат.
Довод апелляционной жалобы о том, что заказчиком автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления является ЗАО ХК "Курортэнерго", в связи с чем нарушения, указанные в пунктах 56, 58, 59,61, должны быть устранены арендодателем, подлежит отклонению, так как фактическую эксплуатацию указанных систем осуществляет Общество.
Податель жалобы считает, что ссылка в предписании на положения НПБ 110-03 ошибочна, поскольку регулирование вопросов проектирования и строительства зданий и сооружений в части пожарной безопасности, монтажа, технического обслуживания и ремонта средств пожарной безопасности осуществлялось до принятия Закона N 123-ФЗ Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Апелляционный суд отклоняет данный довод жалобы, поскольку Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.08.2003 N 315, являются действующими нормативными правовыми актами, которые подлежат применению на территории Российской Федерации.
Несостоятельным является также довод подателя апелляционной жалобы о том, что помещения санузлов, раздевалок, производственные помещения, складские помещения, тамбуры и коридор (пункты 16, 42, 57, 17, 23, 25, 26, 38, 68 предписания) в силу ныне действующих Правил устройства электроустановок не относятся к помещениям, в которых запрещено использовать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), ППБ 01-03, в пункте 60 которых предусмотрен указанный запрет, не являются действующими в настоящее время. Действующие Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, не содержат положений, освобождающих от устранения нарушений требований ППБ 01-03.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя апелляционной жалобы о том, что нарушения, отраженные в пунктах 2, 20, 26, 32, 40, 41, 43, 49, 55, 53, 68, 61, 63, 65, 67, выявлены с помощью визуального осмотра помещений, между тем, их можно установить только на основании экспертных заключений и с применением средств измерения.
Пунктами 5.14*, 6.25*, 7.18 СНиП 21-01-97* предусмотрено, что противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3.
В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, следует предусматривать тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха по СНиП 2.04.05.
Наличие противопожарных дверей тамбур-шлюза с необходимым пределом огнестойкости должно подтверждаться обязательным сертификатом соответствия на двери. Данный вывод следует из положений части 4 статьи 145, статьи 37, статьи 88, части 5 статьи 138 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, раздела 5 ГОСТ Р 30247.3-2002 "Конструкции строительные. Методы испытания на огнестойкость. Двери шахт лифтов", раздела 4 ГОСТ Р 53303-2009 "Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость", раздела 5 ГОСТ Р 53307-2009 "Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на огнестойкость"
Как следует из материалов дела, на установленные в тамбур-шлюзе двери сертификаты соответствия представлены не были.
Согласно части 7 статьи 145 Закона N 123-ФЗ продукция, соответствие требованиям пожарной безопасности которой подтверждено в установленном указанным Федеральным законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Если к продукции предъявляются требования различных технических регламентов, то знак обращения на рынке проставляется только после подтверждения соответствия этой продукции требованиям соответствующих технических регламентов.
В соответствии с частью 8 статьи 145 Закона N 123-ФЗ знак обращения на рынке применяется изготовителями (продавцами) на основании сертификата соответствия или декларации соответствия. Знак обращения на рынке проставляется на продукции и (или) на ее упаковке (таре), а также в сопроводительной технической документации, поступающей к потребителю при реализации.
Под знаком обращения на рынке понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Наличие знака обращения на рынке устанавливается при визуальном осмотре противопожарных дверей.
Горючесть примененных для отделки стен, пола и потолков материалов на путях эвакуации также определена с помощью визуального осмотра.
Согласно официальным справочным данным горючими материалами являются линолеум (использованный для отделки пола), поливинилхлорид (панели на основе поливинилхлорида).
В соответствии с ГОСТом 30244-94 "Материалы строительные. Методы испытания на горючесть" определение горючести материалов проводятся, если массовая доля органических веществ в материале составляет не более 2%.
Каркасы подвесного потолка выполнены из дерева, обои на стенах - виниловые на бумажной основе. Дерево и бумага являются органическими материалами, в связи с чем для отнесения их к горючим материалам испытания не требуются.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что информация о пожароопасности отделочных материалов запрашивалась Отделом в ходе проверки, но не была представлена Обществом.
Довод подателя жалобы о неправомерности пункта 69 предписания суд апелляционной инстанции также считает несостоятельным, так как указанным пунктом Обществу вменяется наличие открытой электропроводки в лестничной клетке административной части здания, что является нарушением пункта 6.32* СНиП 21-01-97*, согласно которому в лестничных клетках не допускается размещать, в том числе открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к правомерному выводу о том, что пункты 2, 16, 17, 20, 23, 25-28, 31-36, 38, 40, 41, 43, 47, 49, 53-69 предписания Отдела соответствуют действующему законодательству, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления им предпринимательской и экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в названной части.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем у апелляционного суда не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2012 года по делу N А56-50189/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Курортэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50189/2012
Истец: ЗАО "Курортэнерго"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, Отдел надзорной деятельности Курортного района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4093/13
01.04.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2990/13
26.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-50189/12