18 июля 2013 г. |
Дело N А56-55891/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Колесниковой С.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 17.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2012 (судья Лилль В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А56-55891/2012 (судьи Масенкова И.В., Герасимова М.М., Марченко Л.Н.),
установил:
Федеральная налоговая служба, место нахождения: 127381, Москва, Неглинная ул., д. 23, ОГРН 1047707030513, в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу и космодрому Байконуру, место нахождения: 468320, г. Байконур, ул. Осташева, д. 5, ОГРН 1049923050011 (далее - ИФНС), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, лит. "О", ОГРН 1047822999861 (далее - МИФНС N 15, регистрирующий орган), о признании недействительным решения от 25.06.2012 N 87582А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега", Общество), связанных с переменой места нахождения юридического лица.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Удалов Константин Евгеньевич.
Решением суда первой инстанции от 16.11.2012 (судья Лиль В.А.), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.04.2013, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе ИФНС, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить постановление от 01.04.2013 и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что Общество в регистрирующий орган представило недостоверные сведения, а поскольку указанный Обществом в документах адрес не соответствует установленным данным, запись в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в части адреса (места нахождения) Общества недействительна и подлежит отмене.
До начала судебного заседания в суд кассационной инстанции поступило ходатайство ИФНС о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Руководствуясь статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд, совещаясь на месте, удовлетворил заявленное ходатайство.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 12.08.2010 зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС N 15 за основным государственным регистрационным номером 1107847263380 по адресу: 194044, Санкт-Петербург, Малый Сампсониевский пр., д. 3, лит. А.
Решением от от 25.06.2012 N 87582А МИФНС N 15 были зарегистрированы изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, связанные с изменением места нахождения с города Санкт-Петербурга на город Байконур, а регистрационное дело направлено в г. Байконур для постановки на налоговый учет.
В результате проведения контрольных мероприятий ИФНС установила, что по адресу, указанному в учредительных документах, Общество не находится, а находится государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 63 "Золотая рыбка", что подтверждается протоколом осмотра (обследования) помещений от 18.07.2012.
Согласно ответу Управления по имущественным и земельным отношениям администрации города Байконур от 31.07.2012 N 16/06-703 генеральный директор Общества Удалов К.Н. по вопросу заключения договора субаренды нежилого помещения по адресу: г. Байконур, ул. Ниточкина, д. 3б, не обращался.
ИФНС обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС N 15 от 25.06.2012 N 87582А о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы Общества, осуществленных на основании документов, содержащих недостоверные сведения.
Решением от 16.11.2012, оставленным без изменения постановлением от 01.04.2013, в удовлетворении заявления отказано на основании статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 9, статей 17, 23 и 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Судебные инстанции cделали вывод об отсутствии у МИФНС N 15 правовых оснований для отказа в государственной регистрации указанных изменений.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 названного Закона государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать документы, представление которых не предусмотрено Законом N 129-ФЗ.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Из содержания пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Судами установлено и ИФНС не оспаривается, что данные документы в полном объеме представлены регистрирующему органу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ.
Следовательно, при отсутствии указанных оснований регистрирующий орган обязан произвести регистрацию изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
По смыслу Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
Аналогичная позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 26.02.2009 N 1603/09, согласно которому в силу статьи 25 Закона N 129-ФЗ ответственность за представление в налоговый орган недостоверных сведений несет заявитель, налоговому органу предоставлено право обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных нормативных актов.
Кроме того, согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ ИФНС не доказала наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что оспариваемое решение МИФНС N 15 о регистрации изменений в ЕГРЮЛ на дату рассмотрения спора каким-либо образом нарушает права и законные интересы заявителя или неопределенного круга лиц.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А56-55891/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Бычкова |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.