05 августа 2013 г. |
Дело N А42-8276/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Бурматовой Г.Е. Кудина А.Г.,
рассмотрев 31.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2013 (судьи Романова А.А., Алексина Н.Ю., Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А42-8276/2012,
установил:
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, место нахождения: 183025, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 25, ОГРН 1095190007329 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Мурманской области, место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 2 (далее - Счетная палата), от 18.06.2012 N 01-09/408. Делу присвоен номер А42-5065/2012.
Определением от 18.12.2012 требование заявителя о признании недействительным предписания Счетной палаты от 18.06.2012 N 01-09/408 в части возложения на Министерство обязанности принять безотлагательные меры по взысканию в областной бюджет 3682,3 тыс. руб., использованных муниципальным образованием Ковдорский район Мурманской области (далее - Муниципальное образование), выделено в отдельное производство с присвоением делу номера А42-8276/2012.
К участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Ковдорского района Мурманской области, место нахождения: 184140, Мурманская обл., г. Ковдор, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1025100575554 (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 04.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2013, заявление Министерства удовлетворено.
В кассационной жалобе Счетная палата, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 04.02.2013 и постановление от 21.05.2013. По мнению подателя жалобы, Счетной палатой доказано нецелевое расходование Администрацией 3682,2 тыс. руб., выделенных по Ведомственной целевой программе "Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области к работе в осенне-зимний период на 2010/2011 годы" (программа - Программа), так как в нарушение целей и условий получения субсидий указанные денежные средства были направлены для оплаты работ на трех объектах теплоснабжения, не предусмотренных мероприятиями названной Программы.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа от Администрации поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Счетной палаты - без удовлетворения.
Стороны и Администрация о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Министерство по согласованию с министерствами экономического развития и финансов Мурманской области разработало и утвердило Программа.
Приложением N 1 к Программе предусмотрено проведение в 2010 году в Муниципальном образовании следующих мероприятий: "в сфере теплоснабжения: строительство новых электрических сетей МУП ЖКХ "Енский". Присоединение Вв-1 РП-10 от ПС-41 Ф-12 Л-7а; строительство новых электрических сетей МУП ЖКХ "Енский". Присоединение Вв-1 РП-10 от ПС-41 Ф-12 Л-12а; замена участка теплосети магистральной L=202-м сталь Ш219 от ТК 80-81-82-СК 6А/13 г. Ковдор, замена трубопроводов инженерных сетей теплоснабжения н.п. Риколатва от ул. Горняков д. 10 до ТК ул. Лесная, замена трубопроводов теплоснабжения н.п. Куропта от ТК N 1 до здания ЖЭУ, замена трубопроводов ГВС с. Ена от котельной до ТК-2, замена трубопроводов инженерных сетей ГВС с. Ена от д. N 4 до д. N 6, замена трубопроводов теплоснабжения с. Ена от ТК-3 до ТК д. N 9, замена изоляции наружных сетей теплоснабжения от котельной до ТК N 2 н.п. Енский, замена трубопроводов инженерных сетей теплоснабжения и ГВС н.п. Енский от ТК N 12 до ТК N 15, замена трубопроводов инженерных сетей теплоснабжения и ГВС н.п. Енский от ТК N 25 до ТК N 28; в том числе на принятые в муниципальную собственность бесхозяйные сети; в сфере водоснабжения: замена насосов-дозаторов СД 027 - 3 шт. водопроводно-очистные сооружения г. Ковдор, вакуум-насосов КВН-8 - 2 шт., насосов ПРВП 63/22,5 - 2 шт. с электроприводом канализационно-очистные сооружения г. Ковдор, замена квартальной водопроводной сети г. Ковдор от ПГ-89-ПГ-90-П-34-ПГ-35 ВК-89 ул. Слюдяная на ПЭ-100 SDD-17 Ш250, обследование озера Безымянное специализированной организацией, замена трубопроводов водоснабжения н.п. Риколатва от ул. Горняков, 10 до ТК ул. Лесная, замена трубопроводов водоснабжения н.п. Куропта от ТК N 1 до здания ЖКУ; в том числе на принятые в муниципальную собственность бесхозяйные сети; в сфере водоотведения: замена сетки барабанной БСБ 3x2,8 с системой автоматического управления, флотатора комбинированного на вспомогательное оборудование к ленточному спустителю ЛФ-1500С, вакуум фильтров N 1, N 2 на ленточный фильтр-пресс ЛФ-1500П, воздуходувки ТВ 80-1,6 с электроприводом, насосов К-290/30 - 2 шт. с электроприводом, насосов ПР 63/22,5 - 2 шт. с электроприводом, канализационно-очистные сооружения г. Ковдор; прокладка ж/б лотков (коллектора) от очистных сооружений для отвода сточных вод, реконструкция выпуска N 3 с разработкой проекта по очистке сточных вод от тяжелых металлов, ремонт фекальной насосной (разрушение стен, замена напорного коллектора от насосов до выходного коллектора, замена насосов, замена арматуры, ремонт автоматики, замена электрооборудования) н.п. Енский; в том числе на принятые в муниципальную собственность бесхозяйные сети".
Законом Мурманской области от 17.12.2009 N 1173-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Закон N 1173-01-ЗМО) на реализацию Программы предусмотрено выделение Муниципальному образованию из областного бюджета субсидии в размере 14 880,7 тыс. руб.
Счетной палатой на основании распоряжения от 29.09.2011 N 31 с 04.10.2011 по 27.12.2011 (с учетом продления сроков) проводилась проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы, в ходе которой в двенадцати муниципальных образованиях Мурманской области, в том числе в Ковдорском районе были выявлены факты нецелевого использования, средств областного бюджета, выразившиеся в направлении и использовании субсидий не в соответствии с перечнем и содержанием мероприятий, утвержденных в приложении N 1 к Программе.
Счетная палата установила, что из ассигнований, выделенных областным бюджетом в качестве субсидии на реализацию Программы, Муниципальным образованием использовано 9694,8 тыс. руб.
Кроме того, работы по "ремонту участка магистральной теплосети ТЭЦ-ВОФ от ТК-1 до 1-го компенсатора в г. Ковдоре; замене участка теплосети по ТК-77 (ул. Ленина, д. 20) до ТК-14 (ул. Баштыркова, д. 5/2) в г. Ковдоре; замене трубопроводов теплоснабжения (ГВС) на участке от ТК-9 до ТК-10 в селе Ена" общей стоимостью 3682,3 тыс. руб. на трех объектах теплоснабжения, не включенных в Приложение N 1 к Программе, выполнены и оплачены за счет средств областного бюджета.
Усмотрев в действиях Администрации нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Счетная палата 25.04.2012 направила Министерству представление N 01-09/294, в котором, указав на нецелевое использование 3682,3 тыс. руб. бюджетных средств, в том числе Муниципальным образованием, предложила Министерству принять меры по взысканию в областной бюджет сумм субсидий, использованных не по целевому назначению, а также привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Поскольку указанные меры Министерством не были приняты, Счетная палата 18.06.2012 выдала предписание N 01-09/408, которым возложила на Министерство обязанность в срок до 10.09.2012 принять безотлагательные меры по взысканию в областной бюджет 70 372,3 тыс. руб., использованных не по целевому назначению, в том числе 3682,3 тыс. руб. с Муниципального образования.
Министерство оспорило названное предписание Счетной палаты в судебном порядке, требование заявителя в части возложения на Министерство обязанности принять безотлагательные меры по взысканию в областной бюджет 3682,3 тыс. руб., использованных Муниципальным образованием, выделено в отдельное производство.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о том, что Счетной палатой не доказано нецелевое расходование Муниципальным образованием 3682,2 тыс. руб., выделенных по Программе, удовлетворили заявление Министерства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
При этом в соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, постановлением правительства Мурманской области от 23.04.2010 N 191-ПП в целях реализации Программы утверждены Порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований (далее - Порядок) и Распределение субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, соответствующее распределению, предусмотренному Законом N 1173-01-ЗМО.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года.
В соответствии с пунктом 4 Порядка субсидии перечисляются на основании соглашений, заключенных между Министерством и муниципальными образованиями, в бюджеты муниципальных образований на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местного бюджета, на лицевой счет соответствующего администратора доходов, уполномоченного на использование субсидии.
Согласно пункту 6 Порядка предоставление субсидий осуществляется Министерством в соответствии с бюджетной росписью, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели.
Субсидии носят целевой характер. В случае использования средств областного бюджета не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 10 Порядка).
Во исполнение пункта 4 Порядка между Министерством и Муниципальным образованием 07.07.2010 заключено соглашение N 175 (далее - Соглашение) о предоставлении Муниципальному образованию субсидии из областного бюджета в размере 14 880,7 тыс. руб. на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2010/2011 годов (пункты 1.1, 2.3 и 3.3.4 Соглашения).
Таким образом, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, цели получения субсидии, указанные в Соглашении (на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2010/2011 годов), соответствуют целям, установленным пунктом 2 Порядка.
Из материалов дела видно, что Счетная палата в ходе проверки (акт проверки от 21.12.2011) обнаружила, что работы по "ремонту участка магистральной теплосети ТЭЦ-ВОФ от ТК-1 до 1-го компенсатора в г. Ковдоре; замене участка теплосети по ТК-77 (ул. Ленина, д. 20) до ТК-14 (ул. Баштыркова, д. 5/2) в г. Ковдоре; замене трубопроводов теплоснабжения (ГВС) на участке от ТК-9 до ТК-10 в селе Ена" общей стоимостью 3682,3 тыс. руб. на трех объектах теплоснабжения, которые не указаны в Приложении N 1 к Программе, выполнены и оплачены за счет средств областного бюджета.
Вместе с тем, как правильно установили суды, Счетной палатой не опровергнуто, что данные работы произведены в рамках подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2010/2011 годов, то есть соответствуют целям и задачам утвержденной Министерством Программы. Денежные средства областного бюджета в размере 3682,3 тыс. руб., выделенные в 2010 году Муниципальному образованию в качестве субсидии на реализацию Программы, направлены на оплату работ по подготовке сетей и объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2010/2011 годов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов о том, что расходование денежных средств Муниципальным образованием соответствовало их предметно-целевому назначению, определенному экономической классификацией расходов бюджета, целевому назначению средств по соответствующим кодам бюджетной классификации, поскольку денежные средства, полученные Муниципальным образованием в качестве субсидии из областного бюджета, были израсходованы на проведение ремонтных работ (замена участка теплосети, трубопроводов) на объектах жилищно-коммунального хозяйства в целях подготовки этих объектов к работе в осенне-зимний период.
В силу положений части 3 статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и не вправе на стадии кассационного судопроизводства устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют. Доводы жалобы, содержащие иную оценку фактических обстоятельств дела, не могут быть приняты во внимание судом в силу положений статей 286 и 287 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу N А42-8276/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.