06 августа 2013 г. |
Дело N А56-64521/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., Блиновой Л.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу Зиятдиновой Р.А. и Галкиной Д.А. (доверенность от 11.01.2013 N 01-19/94), от общества с ограниченной ответственностью "Новый Свет - ЭКО" Николаевой Л.В., Аксютина С.В., Талимончик В.П. (доверенность от 02.04.2013) и Дмитриенко Ю.В. (доверенность от 22.10.2012),
рассмотрев 30.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2013 (судья Новикова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (судьи Есипова О.И., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу А56-64521/2012,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу, место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН 1099847008546 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новый Свет - ЭКО", место нахождения: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи поселка Новый Свет, участок N 2, ОГРН 1024702093085 (далее - ООО "Новый Свет - ЭКО", Общество), о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов открытого акционерного общества Судостроительный завод "Северная верфь" (далее - ОАО Судостроительный завод "Северная верфь", Завод) за период с III квартала 2010 года по III квартал 2011 года в сумме 2 676 768 руб. 77 коп.
Иск принят с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 31.01.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.04.2013, в удовлетворении иска Департаменту отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить вынесенные по делу решение и постановление, а также принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента - без удовлетворения.
В судебном заседании Департамент поддержал доводы кассационной жалобы, а Общество возражало против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Новый Свет - Эко" на основании лицензии от 09.09.2008 N ОТ-19-000061 (78), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, в том числе отходов ОАО Судостроительный завод "Северная верфь".
Отходы Завода вывозились для размещения на полигон ООО "Новый Свет - ЭКО" согласно договорам ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" от 01.01.2006 N 10/030-148 и от 29.09.2009 N 030-167/162 на транспортировку и передачу для размещения отходов производства и потребления, заключенных с транспортирующими организациями (перевозчиками) - закрытым акционерным обществом "Техкомп" (далее - ЗАО "Техкомп") и обществом с ограниченной ответственностью "Экотранс" (далее - ООО "Экотранс") соответственно и справкам ЗАО "Техкомп" от 03.10.2011 N 68 и ООО "Экотранс" б/д и б/н.
Департамент, исчислив размер платежей за III - IV кварталы 2010 года и I - III кварталы 2011 года с применением пятикратного повышающего коэффициента, направил в адрес Общества требование об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду от 28.09.2012 N 02-28/9617 на сумму 2 676 768 руб. 77 коп.
ООО "Новый Свет - ЭКО" письмом от 15.10.2012 N 159 отказал Департаменту в уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Департамент полагает, что отказ Общества является незаконным и необоснованным в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска исходя из недоказанности Департаментом факта размещения ООО "Новый Свет - ЭКО" отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), и как следствие, наличие у него обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Апелляционный суд оставил указанное решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу Департамента не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 1 Закон N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.
В данном случае ООО "Новый Свет - ЭКО" является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, поскольку осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов на основании лицензии от 09.09.2008 N ОТ-19-000061 (78) в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, следовательно, в силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с изложенным, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Общества обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов за период с III квартала 2010 года по III квартал 2011 года основан на неправильном толковании норм права.
Также апелляционная инстанция ошибочно сослалась на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П (далее - постановление КС РФ N 5-П).
В названном постановлении прямо указано на отсутствие должной нормативной определенности правового регулирования в рассматриваемой сфере, что означает необходимость принятия соответствующих актов. Акцент сделан на том, что специализированная организация при формировании своей договорной политики на 2009 год не могла предвидеть и учесть в структуре стоимости оказываемых услуг плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В данном случае предметом спора является взыскание задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов ОАО Судостроительный завод "Северная верфь" за период с III квартала 2010 года по III квартал 2011 года.
С другой стороны в постановлении КС РФ N 5-П сказано о невозможности применения к специализированной организации при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду пятикратного повышающего коэффициента.
На основании изложенного и в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает, что принятые судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежит учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи, и на основании оценки, правильно применив нормы материального и процессуального права вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А56-64521/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.