12 августа 2013 г. |
Дело N А21-6946/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бурматовой Г.Е. и Мунтян Л.Б.,
при участии от Конкурсного агентства Калининградской области Корнилова А.А. (доверенность от 25.03.2013 N 35-01/833-ЕД),
рассмотрев 05.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "КенигАвто" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2012 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N 21-6946/2012
установил:
открытое акционерное общество "КенигАвто" (место нахождения: 236006, город Калининград, Московский проспект, дом 184, ОГРН 1023900995403; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к Конкурсному агентству Калининградской области (место нахождения: 236000, город Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ОГРН 1053900175625; далее - Агентство) и Министерству развития инфраструктуры Калининградской области (место нахождения: 236007, город Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ОГРН 1053900180707; далее - Министерство):
о признании недействительным протокола N 6/02-у от 18.07.2012 конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети и подведению итогов конкурса;
о признании несостоявшимся открытого конкурса на право заключения договоров регулярных перевозок пассажиров по лотам N 7, 8, 9, 13, 14, 16 и проведении повторных торгов по указанным лотам.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью: "Зеленоградск-Транс5" (место нахождения: 236001, город Калининград, Московский проспект, дом 181Д); "Балттрансавто" (место нахождения: 236039, город Калининград, улица Киевская, дом 19); "ТОТЕМ ВОСЕМЬ" (место нахождения: город Калининград, улица Туруханская, дом 1); "ТОТЕМ ДЕВЯТЬ" (место нахождения: 236009, город Калининград, улица Туруханская, дом 1); "ЕВРОЛАЙН ОДИН" (место нахождения: 236009, город Калининград, улица Туруханская, дом 1); "ЕвроЛайн" (место нахождения: 236009, город Калининград, Московский проспект, дом 181 Д, ОГРН 1073906007834); "Советскавтотранс" (место нахождения: Калининградская область, город Советск, улица Суворова, дом 1А), общество с ограниченной ответственностью "ГУСЕВАВТОТРАНС" (место нахождения: 238050, Калининградская область, город Гусев, улица Толстого, дом 4).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013, в удовлетворении требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, полагая, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно не применили к спорным правоотношениям положения Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). По мнению подателя жалобы, при проведении уполномоченными лицами оспариваемого открытого конкурса допущены нарушения статей 25 и 27 Закона N 94-ФЗ, а потому выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Агентства возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество, Министерство и третьи лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 03.05.2012 Агентство (уполномоченный орган) на сайте www.zakupki.gov39.ru разместило извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети (18 лотов).
При этом конкурсная документация разработана Министерством (заказчик) и согласована с Агентством на основании положений Закона Калининградской области от 30.12.2010 N 537 "Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области" (далее - Закон N 537).
Согласно документации конкурс является открытым, необходимость прохождения конкурсного отбора в равной степени распространяется на всех участников, каждый потенциальный перевозчик самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе.
Заявки на участие в названном конкурсе по спорным лотам поступили от 20 хозяйствующих субъектов. Заявка Общества оставлена без рассмотрения как поступившая по истечении срока приема заявок на участие в конкурсе, указанного в извещении о его проведении, что отражено в пункте 7 протокола N 6/02-у заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе.
Полагая, что конкурс проведен с нарушениями положений Закона N 94-ФЗ, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванными исковыми требованиями, в удовлетворении которых судами двух инстанций отказано.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).
Отношения, возникающие при организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории Калининградской области регулируются Законом N 537, в силу статьи 1 которого целями названного Закона являются: установление правовых основ организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Калининградской области; удовлетворение потребностей населения Калининградской области в автотранспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности; обеспечение доступности автотранспортных услуг для населения на территории Калининградской области; обеспечение безопасности перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Калининградской области; создание условий для эффективного функционирования рынка автотранспортных услуг в Калининградской области; установление порядка осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам.
Согласно статье 8 Закона N 537 уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области в сфере организации и проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети: согласовывает подготовленную организатором перевозок конкурсную документацию; формирует конкурсную комиссию в установленном порядке; разрабатывает и обеспечивает размещение извещения о проведении конкурса; проводит конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети на основании извещения о проведении конкурса и конкурсной документации.
В соответствии со статьей 3 Закона N 537 к полномочиям Правительства Калининградской области относится определение уполномоченных органов исполнительной власти Калининградской области в сфере организации, регулирования и контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (организатора перевозок); в сфере организации и проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети.
Органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития транспортного комплекса и дорожной деятельности, и исполняющим функции организатора пассажирских автомобильных перевозок по маршрутам внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети является Министерство, действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 28.10.2005 N 20 "О Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области".
Агентство организует и проводит открытые конкурсы на право заключения договоров об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в соответствии с подпунктом 8 пункта 9 Положения о Конкурсном агентстве Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 04.02.2011 N 76 "О Конкурсном агентстве Калининградской области".
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что конкурсная комиссия сформирована Агентством до объявления конкурса, персональный состав комиссии и порядок ее работы утвержден приказом от 28.04.2012 N 60 "О комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети".
Согласно пункту 2.1 раздела II конкурсной документации юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, изъявившие желание принять участие в конкурсе, самостоятельно или в лице представителя, уполномоченного на основании доверенности по форме, указанной в конкурсной документации, представляет в запечатанном конверте письменную заявку, заполненную по установленной в разделе III конкурсной документации форме, и документы, указанные в конкурсной документации, по адресу: 236007, город Калининград, Советский проспект, дом 13, кабинет 507.
Из извещения о проведении открытого конкурса следует, что заявки на участие в конкурсе подаются до 14-00 часов по калининградскому времени 18.06.2012. Заявки, поступившие после истечения срока приема заявок на участие в конкурсе, указанного в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, не регистрируются и не рассматриваются.
Из материалов дела усматривается, что заявка Общества поступила 18.06.2012 в 14-03 часов, то есть после окончания срока подачи заявок, о чем сделана соответствующая запись в журнале и уполномоченный представитель Общества с ней ознакомлен. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 18.06.2012 содержит информацию о предмете торгов, об организаторе перевозок, о составе комиссии, об участниках, подавших заявки на участие в конкурсе, сведения и документы, предусмотренные конкурсной документацией, представленные участниками конкурса в составе заявки на участие в конкурсе, информацию о признании конкурса по отдельным лотам несостоявшимся.
Согласно конкурсной документации, конкурсная комиссия проводит рассмотрение заявок на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным извещением о проведении конкурса и конкурсной документацией, и определяет победителя конкурса (отдельного лота) - участника конкурса (отдельного лота), которому присвоен наибольший общий весовой коэффициент по соответствующему лоту и который предложил наилучшие условия организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети (в случае, если нескольким участникам конкурса (отдельного лота) присвоен одинаковый общий весовой коэффициент, победитель конкурса (отдельного лота) определяется конкурсной комиссией голосованием) в течение 30 календарных дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе оформляется протокол, который размещается на сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov39.ru, в разделе "Торги, запросы котировок" / "Другие торги" / "Организация регулярных пассажирских перевозок" / N 6 в течение 5 рабочих дней с момента подписания такого протокола, и в течение 5 рабочих дней с момента подписания направляется организатором конкурса заказчику (Министерству) для заключения договоров с победителями конкурса (отдельного лота) по каждому лоту (пункт 9 раздел I конкурсной документации).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, судебные инстанции установили, что Общество подало заявку на участие в оспариваемом конкурсе по истечении установленного в извещении о проведении конкурса срока подачи заявки, а потому конкурсная комиссия обоснованно не признала заявителя участником конкурса и не рассмотрела его заявку. При этом в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства наличия объективных либо субъективных препятствий для своевременной подачи Обществом заявки на участие в оспариваемом конкурсе.
Довод заявителя о том, что заявка на участие в конкурсе подана им до вскрытия конвертов с заявками, а потому подлежала рассмотрению наряду с другими заявками, обоснованно не принят судами во внимание, поскольку противоречит положениям конкурсной документации, которая не содержит каких-либо оговорок относительно времени окончания приема заявок на участие в конкурсе, установленного в извещении.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судов об отсутствии нарушений заинтересованными лицами при проведении торгов правил, установленных Законом N 537, которые могли бы повлечь за собой признание конкурса недействительным. При этом доводы подателя жалобы о неприменении судами к спорным правоотношениям норм Закона N 94-ФЗ отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и противоречащие фактическим обстоятельствам дела, из материалов которого усматривается, что правовое регулирование спорных правоотношений соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 537.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А21-6946/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "КенигАвто" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.