15 августа 2013 г. |
Дело N А56-73429/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области Шибаева В.Е. (доверенность от 23.01.2013 N 05-64/13-0), от общества с ограниченной ответственностью "ОНИКС" Васильевой С.М. (доверенность от 28.01.2013 N 01/13), от Всеволожского потребительского общества Коваля В.А. (доверенность от 08.02.2013),
рассмотрев 08.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2013 (судья Рогова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 (судьи Семенова А.Б., Борисова Г.В., Савицкая И.Г.) по делу N А56-73429/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОНИКС", место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, Большая Разночинная ул., д. 11, лит. А, пом. 9Н, ОГРН 1037828019327 (далее - ООО "ОНИКС"), общество с ограниченной ответственностью "ОДЕЖДА", место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, д. 72, ОГРН 1034700561994 (далее - ООО "ОДЕЖДА"), Всеволожское потребительское общество, место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, д. 72, ОГРН 1024700557056 (далее - Потребительское общество), обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными предписания Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3, подъезд 44 (далее - Комитет), от 24.10.2012 N 113-КФ/2012 и постановления администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Героев, д. 12 (далее - Администрация), от 25.10.2012 N 1007 об отмене разрешения на строительство от 09.10.2012 N RU47504101-0100/11-18, выданного заявителям.
Решением от 04.02.2013 суд первой инстанции признал недействительными оспариваемые предписание и постановление, вынесенные государственными органами, поскольку пришел к выводу о несоответствии оспариваемых предписания и постановления требованиям действующего законодательства, в частности Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ). Суд также распределил расходы по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 25.04.2013 решение от 04.02.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить предписание и постановление. Доводы жалобы сводятся к тому, что разрешение на строительство выдано на основании проектной документации, оценка которой на соответствие требованиям технических регламентов дана неуполномоченными лицами, не прошедшими надлежащую аттестацию, что подтверждается письмами Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегиона России) от 20.12.2011 N 36190-ДС/11, от 25.09.2012 N 25170-ИГ/17.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представители ООО "ОНИКС" и Потребительского общества просили ее отклонить по мотивам, приведенным в отзывах.
ООО "ОДЕЖДА" надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в заседание кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, для получения заключения негосударственной экспертизы о соответствии проектной документации требованиям законодательства заявители обратились к обществу с ограниченной ответственностью "Негосударственная экспертиза проектов строительства", имеющему свидетельство об аккредитации от 25.12.2009 N 78-3-5-104-09 на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий со сроком действия до 25.12.2014.
Данной организацией 04.09.2012 по результатам проведенной негосударственной экспертизы проектной документации подготовлено положительное заключение N 4-1-1-0255-12.
Для проведения экспертизы результатов инженерных изысканий заявители обратились к аккредитованной организации - обществу с ограниченной ответственностью "Центр судебных и негосударственных экспертиз "ИНДЕКС". Данной организации 20.08.2009 выдано свидетельство об аккредитации N 77-3-5-036-09 на проведение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий со сроком действия до 20.08.2014.
Указанная организация 04.09.2012 подготовила положительное заключение негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий N 1-1-1-0340-12.
Администрация 09.10.2012, в том числе на основании указанных положительных заключений экспертиз, выдала заявителям разрешение N RU47504101-0100/11-18 на строительство объекта капитального строительства на земельном участке площадью 3100 кв. м, расположенном по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, Почтовая ул., уч. 16, со сроком действия до 01.08.2015.
В октябре 2012 года Комитет провел проверку соответствия данного разрешения на строительство требованиям законодательства о градостроительной деятельности, по результатам которой 24.10.2012 составил акт проверки N 113-КФ/2012.
По результатам проверки Комитет выдал Администрации предписание от 24.10.2012 N 113-КФ/2012 об отмене разрешения на строительство от 09.10.2012 N RU47504101-0100/11-18 путем принятия до 25.10.2012 соответствующего муниципального правового акта (постановления) согласно части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ.
Во исполнение названного предписания Администрация 25.10.2012 вынесла постановление N 1007 об отмене разрешения на строительство, выданного заявителям 09.10.2012.
Заявители, считая принятые предписание и постановление незаконными и нарушающими их права и охраняемые законом интересы, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требование законным и обоснованным.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными и не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также то, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4). При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которое приняло этот акт (часть 5).
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив все имеющиеся по делу документы, признали, что Комитет и Администрация не представили доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом обстоятельств для отмены выданного заявителям разрешения на строительство.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В силу части 2 названной нормы строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Реализуя право на отмену ранее принятого ненормативного акта в порядке части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, полномочный орган или должностное лицо обязаны обосновать необходимость отмены правового акта и указать, в чем заключается его несоответствие закону. Иное толкование указанной нормы допускало бы возможность произвольного прекращения права без судебной процедуры путем отмены муниципального правового акта, наделяющего данным правом, что противоречит конституционным принципам. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что реализация муниципальными органами полномочия, установленного статьей 48 Закона N 131-ФЗ, не может ставиться в зависимость исключительно от их усмотрения. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Оспариваемое постановление Администрации содержит ссылку на предписание Комитета от 24.10.2012 N 113-КФ/2012, которое в свою очередь основано на акте проверки от 24.10.2012.
Доводы Комитета о том, что специалисты, составившие и подписавшие положительное заключение негосударственной экспертизы от 04.09.2012 N 4-1-1-0255-12, не прошли необходимую аттестацию, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены как неподтвержденные. В материалах дела имеются копии аттестатов экспертов со сроком действия до 21.08.2013 (т.д. 1, л. 95-99), подтверждающие их право на проведение экспертиз.
Кроме того, действие свидетельства об аккредитации от 25.12.2009 N 78-3-5-104-09 было приостановлено 07.09.2012, следовательно, на дату проведения экспертизы проектной документации свидетельство действовало.
В соответствии с частью 1 статьи 49 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 названной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с названной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В силу пункта 4.3 части 4 статьи 49 ГрК РФ негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 названного Кодекса.
Частью 1 статьи 50 ГрК РФ предусмотрено, что негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
В силу части 8 и 9 статьи 50 ГрК РФ сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Федеральная служба по аккредитации (далее - Росаккредитация) согласно постановлению правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 327 "О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий" осуществляет ведение реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
В силу пункта 2 Правил ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, утвержденных названным постановлением (далее - Правила), ведение данного реестра осуществляется в электронной форме, путем внесения в реестр реестровых записей, содержащих сведения о юридических лицах, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, указанные в частях 5 и 7 статьи 50 ГрК РФ. Реестр также содержит сведения о документах, на основании которых вносятся записи в реестр.
Доступ к сведениям согласно пункту 9 Правил обеспечивается, в том числе путем размещения сведений на официальном сайте Росаккредитации в сети Интернет.
В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.04.2012 изменились требования, предъявляемые к юридическим лицам, аккредитованным на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации.
С учетом приведенных норм права и оценки доказательств суды установили, что заключения негосударственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, на основании которых выдано разрешение на строительство, составлялись организациями, аккредитованными надлежащим образом на совершение таких действий.
В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ Комитетом в материалы дела не представлены достаточные доказательства отсутствия у экспертов права проведения негосударственной экспертизы проектной документации и подписания соответствующего заключения.
Данный довод Комитета правомерно отклонен судами также и на том основании, что сами экспертные организации на дату проведения экспертизы имели соответствующую аккредитацию, для получения которой требуется, в том числе наличие у сотрудников данной организации надлежащей квалификации.
Ссылка Комитета на письма Минрегиона России, которые не являются нормативно-правовыми актами, в данном случае неправомерна.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов судов об удовлетворении заявленных требований.
Суды пришли к правильному выводу о том, что у Комитета отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого предписания об отмене разрешения на строительство путем принятия соответствующего муниципального правового акта.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным, что оспариваемые постановление и предписание не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителей, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу N А56-73429/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.