27 августа 2013 г. |
Дело N А56-56129/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Блиновой Л.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Яхт-клуб "Балтиец" Адриашенко М.В. (доверенность от 01.09.2012), Волостных В.В. (доверенность от 01.11.2012), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу Богоносова Н.Г. (доверенность от 06.11.2012),
рассмотрев 27.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2013 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 (судьи Семенова А.Б., Мельникова Н.А., Савицкая И.Г.) по делу N А56-56129/2012,
установил:
Санкт-Петербургская региональная общественная организация "Яхт-клуб "Балтиец" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 22.06.2012 N 2 в части требования о регистрации причалов (понтонов) как маломерных судов.
Решением суда первой инстанции от 15.01.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.04.2013, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить указанное постановление апелляционного суда, фактически обжалуя и решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, предписание содержит правомерное требование, поскольку понтоны относятся к маломерным судам.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал, представители Организации просили в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Отделом Государственной инспекции по маломерным судам Управления на основании распоряжения от 15.06.2012 N 2 проведена плановая выездная проверка Организации по вопросу соблюдения требований по обеспечению безопасности людей на базах (сооружениях) для стоянки маломерных судов по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 75, корп. 2.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 21.06.2012 N 2 содержание на базе причалов (понтонов) в количестве 108 единиц, не зарегистрированных в установленном порядке в качестве маломерных судов.
О регистрации 108 единиц маломерных судов, либо об освобождении от них территории базы в срок до 30.09.2012 Организации выдано предписание от 22.06.2012 N 2.
Не согласившись с предписанием, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление исходя из того, что спорные понтоны не используются Организацией в целях судоходства и не могут быть классифицированы в качестве маломерных судов.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 3 КВВТ в целях названного Кодекса под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода, а под маломерным судном - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 500 (далее - Правила N 500).
Пунктом 18 Правил N 500 предусмотрено, что государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации (подпункт 4).
В силу пункта 2.3 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами (утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 501) при первичном техническом освидетельствовании, которое проводится перед государственной регистрацией маломерного судна, проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что плавучие объекты, в отношении которых выдано оспариваемое предписание, представляют собой металлические бочки, приспособленные для устройства причалов и предназначенные для стоянки и швартовки судов; эти объекты не используются в целях судоходства, не имеют документов, подтверждающих право собственности или владения, технических паспортов, не прошли первичное техническое освидетельствование, не имеют двигателя, парусов, рулевого и навигационного оборудования, ходовых и сигнальных огней, каких-либо иных приспособлений, а также иных признаков, позволяющих отнести данные объекты к маломерным судам, используемым для перевозки людей и грузов.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением использования Организацией в целях судоходства понтонов в количестве 108 единиц, содержащихся на его базе. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом судами не приняты во внимание заключение эксперта от 06.12.2012 N 01-1108 и заключение специалиста от 22.11.2012 N 06-19-41, как содержащие выводы относительно понтонов железобетонных типа "А", модели 1570, 1571, 1270, на которые имеются технические паспорта, поскольку на используемые Организацией понтоны технических паспортов не имеется, их типы и модели не определены.
Исходя из указанных обстоятельств, суды пришли к выводу о несоответствии предписания о необходимости государственной регистрации понтонов в реестре маломерных судов упомянутым нормам, а также о нарушении этим предписанием прав и законных интересов Организации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 по делу N А56-56129/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.