03 сентября 2013 г. |
Дело N А13-13163/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области Сельцовой С.И. (доверенность от 06.03.2013),
рассмотрев 02.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Крайнева Михаила Дмитриевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.02.2013 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Воробьева Н.Н.) по делу N А13-13163/2012,
установил:
Индивидуальный предприниматель Крайнев Михаил Дмитриевич, ОГРН 304353708200069 (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области (далее - Департамент) о признании недействительными приказов начальника Департамента от 17.10.2012 N 732 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на водных объектах, расположенных на территории Вологодской области" и от 17.10.2012 N 733 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на водных объектах, расположенных на территории Вологодской области" с приложениями к ним в части указания в составе рыбопромысловых участков в Усть-Кубинском муниципальном районе Вологодской области.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.06.2013, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты.
Как указал податель жалобы, часть рыбопромысловых участков, указанных в оспариваемых приказах находятся в пользовании Предпринимателя; оспариваемые приказы создают препятствия заявителю для осуществления предпринимательской деятельности и не соответствует требованиям антимонопольного законодательства; оспариваемые приказы не опубликованы; нарушен предусмотренный законом порядок утверждения перечня рыбопромысловых участков.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель Департамента просил жалобу отклонить.
Предприниматель уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в заседание кассационной инстанции не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Департамента от 17.10.2012 N 732 утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на водных объектах, расположенных на территории Вологодской области; приказом Департамента от 17.10.2012 N 733 утвержден состав рыбопромысловых участков для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на водных объектах, расположенных на территории Вологодской области.
Полагая, что указанные приказы не соответствуют действующему законодательству и нарушают права заявителя, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды не усмотрели оснований для удовлетворения заявления Предпринимателя.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявления Предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - ФЗ N 166) договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 33.3 ФЗ N 166).
Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил организаторами конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 2 Закона Вологодской области от 30.03.2006 N 1424-ОЗ "О разграничении полномочий в сфере охраны и использования животного мира между органами государственной власти области" предусмотрено, что к полномочиям органов исполнительной государственной власти области относится организация и проведение конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов водных объектов, расположенных на территории области, и заключение такого договора.
Постановлением правительства Вологодской области от 28.12.2009 N 2114 утверждено положение о Департаменте сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области.
Согласно пункту 2.1.5 данного Положения к одной из задач Департамента относится организация и осуществление на территории Вологодской области в пределах полномочий, предоставленных законодательством, охраны и использования водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и других водных животных, перечни которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и охраны среды их обитания.
Пунктом 2.2.8 указанного Положения предусмотрено, что для достижения указанных задач Департамент, в том числе, утверждает перечень рыбопромысловых участков, состав и порядок деятельности территориальных рыбохозяйственных советов; а также организует и проводит конкурсы на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов водных объектов, расположенных на территории области (пункт 2.3.7 Положения о Департаменте); заключает договоры о предоставлении рыбопромыслового участка (пункт 2.3.8).
Суды установили, что оспариваемые приказы приняты Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий.
Суды установили, и материалами дела подтверждается, что при издании оспариваемых приказов Департаментом положения ФЗ N 166 и Правил нарушены не были.
Кроме того, договор о предоставлении акватории водного объекта Вологодской области для осуществления пользования водными биологическими ресурсами от 29.12.2004, договоры на пользование водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий доступный улов которых не устанавливается от 13.01.2009, соглашение к нему от 01.07.2009, аналогичный договор от 24.12.2010 N К-5/1, от 28.12.2011 N К-5, заключенные между Предпринимателем и Департаментом, прекратили свое действие в силу истечения срока, на который они были заключены.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований Предпринимателя, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.02.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 по делу N А13-13163/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Крайнева Михаила Дмитриевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.