09 сентября 2013 г. |
Дело N А52-454/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Блиновой Л.В.,
при участии от Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области Бегуновой Т.А. (доверенность от 24.08.2012 N 06-06/2848-1), от общества с ограниченной ответственностью "Слактис" Егоровой Ю.В. (доверенность от 01.02.2013),
рассмотрев 04.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 21.03.2013 (судья Васильева О.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А52-454/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Слактис", место нахождения: 182100, Псковская область, город Великие Луки, улица Новосокольническая, дом 32; ОГРН 1056000125026 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, место нахождения: 180001, город Псков, ул. Некрасова, дом 23 (флигель) (далее - Управление), выразившихся в неперечислении субсидий на возмещение затрат по уплате части процентов по кредитным договорам от 01.11.2008 N 8630-161108-рн-5, от 08.09.2008 N 8630-153408, от 27.8.2007 N 8630-132607-рн-5, от 23.01.2008 N 8630-132607-рн-6, от 01.11.2008 N 8630-161108-рн-6 в размере 1 634 166 руб. 60 коп. и о возложении на Управление обязанности выплатить субсидии на эту сумму.
Решением от 21.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2013, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить обжалуемые решение и постановление судов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 04.09.2013.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
После перерыва в судебное заседание представители сторон не явились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) (кредитор) и обществом (заемщик) заключены кредитные договоры от 01.11.2008 N 8630-161108-рн-5, от 08.09.2008 N 8630-153408, от 27.08.2007 N 8630-132607-рн-5, от 23.01.2008 N 8630-132607-рн-6, от 01.11.2008 N 8630-161108-рн-6 на приобретение сельскохозяйственной техники, приобретение и доставку племенного крупного рогатого скота и иных затрат, связанных с реализацией проекта по организации производства молока-сырья коровьего на четырех молочно-товарных комплексах.
Обществу, как сельскохозяйственному товаропроизводителю, с 2008 года предоставлено право на получение бюджетных субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам.
В апреле 2012 года Общество обратилось в Управление с заявлением о выделении субсидий за период с января по март 2012 года, представив соответствующие расчеты размера субсидий исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) в размере 11% годовых, что составило 14 707 466 руб. 41 коп.
Управление произвело корректировку размера подлежащих выплате субсидий из областного бюджета исходя из 10% ставки рефинансирования.
При этом Управление руководствовалось постановлением Администрации Псковской области от 21.03.2012 N 130 "О внесении изменений в постановление Администрации области от 23.03.2009 N 78 "Об утверждении Правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Постановление N 130), устанавливающее уменьшение возмещения части затрат из областного бюджета до 10 процентов.
Поскольку заявление Общества от 08.11.2012 N 11/08, поступившее в Управление 09.11.2012, о перечислении недоплаченной суммы субсидий по расчетам за период с января по март 2012 года на возмещение части затрат по уплате процентов по полученным кредитам в размере 1 634 163 руб. 46 коп. оставлено Управлением без удовлетворения, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что Постановление N 130, устанавливающее уменьшение возмещения части затрат из областного бюджета до 10 процентов, не имеет обратной силы и не может быть распространено на ранее возникшие правоотношения.
Суды пришли к выводу о том, что поскольку Постановление N 130 опубликовано 27.03.2012, то распространение его действия на ранее возникшие правоотношения противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как установлено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (часть 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Правила N 90).
Согласно пункта 2 Правил N 90, субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным сельскохозяйственными производителями, в том числе и краткосрочным кредитам.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на условиях, в числе которых предусмотрено наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия.
Согласно пунктам 5 и 6 указанных Правил средства по инвестиционным кредитам (займам), полученным с 01.01.2004 по 01.01.2008 на срок от 2 до 8 лет на приобретение сельскохозяйственной техники в соответствии с Перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации: сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 01.01.2008 на срок до 10 лет на приобретение сельскохозяйственной техники в соответствии с Перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации: из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение части затрат предоставляются средства в пределах 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
Постановлением Администрации Псковской области от 23.03.2009 N 78 утверждены Правила предоставления в 2009-2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организаций, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах (далее - Правила N 78).
Постановлением Администрации Псковской области от 21.03.2012 N 130 "О внесении изменений в постановление Администрации Псковской области от 23.03.2009 N 78 "Об утверждении Правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организаций, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах", внесены изменения в Постановление Администрации Псковской области от 23.03.2009 N 78 "Об утверждении Правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организаций, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах", которыми предусматривалось снижение доли финансирования из областного бюджета (в пределах 10 процентов) ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
Действие названного постановления распространялось на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 года.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 78 уполномоченным органом по предоставлению субсидий из областного бюджета является Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области.
Как установлено частью 2 статьи 78 БК РФ, названные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на условиях и в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из статьи 3, части 2 статьи 78 БК РФ Администрация Псковской области наделена полномочиями по принятию нормативно-правовых актов субъекта РФ в сфере бюджетного регулирования.
Следовательно, в соответствии с Законом Псковской области от 19.02.2002 N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области" принятие Администрацией Псковской области Постановления N 130 осуществлено в пределах предоставленных ей полномочий.
Названное постановление от 21.03.2012 N 130 не отменено и не признано в судебном порядке недействительным.
Поскольку в силу статьи 1 БК РФ, возникшие между сторонами спорные правоотношения, регулируются бюджетным законодательством и не являются по своей сути гражданско-правовыми, применение к ним статьи 4 ГК РФ является неправомерным.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку все фактические обстоятельства дела установлены судами правильно на основании исследования имеющихся в деле доказательств, однако ими неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция считает возможным отменить вынесенные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании статьи 110 АПК РФ с Общества подлежит взысканию 1 000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 21.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А52-454/2013 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Слактис" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Слактис" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.