19 сентября 2013 г. |
Дело N А42-6617/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бурматовой Г.Е. и Подвального И.О.,
при участии от Мурманской таможни Романова Е.Д. (доверенность от 23.01.2012 N 25-21/977), Харичкова А.В. (доверенность от 09.08.2013 N 25-22/11076),
рассмотрев 16.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.02.2013 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 (судьи Семенова А.Б., Борисова Г.В., Савицкая И.Г.) по делу N А42-6617/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тандем Компани" (место нахождения: 183052, город Мурманск, Кольский проспект, дом 166, ОГРН 1055100228996; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Мурманской таможни (место нахождения: 183010, город Мурманск, улица Горького, дом 15, ОГРН 1025100864095; далее - Таможня) по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза по декларации на товары N 10207050/090412/0000998.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.02.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение). По мнению подателя жалобы, выводы судебных инстанций о незаконности действий Таможни по корректировке таможенной стоимости товаров не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку Общество не представило документального обоснования размера заявленной таможенной стоимости товаров.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество на основании контракта от 15.03.2012 N 06/15.03.2012, заключенного с компанией "Potato Partners B.V." (Нидерланды), ввезло на условиях DAP контейнерный терминал г.Мурманск на таможенную территорию таможенного союза товар (картофель свежий), в целях таможенного оформления которого подало в Таможню декларацию на товары N 10207050/090412/0000998.
Таможенную стоимость товара декларант определил на основании статьи 4 Соглашения - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной стоимости Общество представило в таможенный орган комплект документов в соответствии с требованиями Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376, в числе которых внешнеторговый контракт с дополнительным соглашением, паспорт сделки, инвойсы от 23.03.2012 N VF12620185 и VF12620186, письмо продавца относительно цены на товар, заявления на перевод, договор купли-продажи спорного товара и иные документы.
Таможня 10.04.2012 приняла решение о проведении дополнительной проверки, в ходе которой установила расхождение цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в базе данных таможенного органа на идентичные/однородные товары. Полагая, что представленными документами не подтверждается таможенная стоимость товара, Таможня запросила у декларанта дополнительные документы.
Товар выпущен Таможней в заявленном таможенном режиме 13.04.2012 под обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 83 803 руб. 40 коп. (таможенная расписка N ТР-6167035).
По результатам проверки представленных декларантом документов Таможня 05.07.2012 приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по декларации на товары N 10207050/090412/0000998, на основании статьи 10 Соглашения, использовав в качестве источника ценовой информации сведения, содержащиеся в декларации на товары N 10216110/080412/0017282.
Полагая, что у Таможни отсутствовали законные основания для корректировки таможенной стоимости товара, Общество оспорило действия таможенного органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества, сделав вывод, что Таможня не обосновала невозможность применения заявителем избранного им метода определения таможенной стоимости, в то время как представленными декларантом документами подтверждается правомерность применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 65 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4 статьи 65 ТК ТС).
В силу пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 ТК ТС, если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 названной статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении, согласно пункту 3 статьи 1 которого таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
При этом в силу пункта 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями настоящего Соглашения.
Исходя из названных нормативных положений таможенная стоимость товаров не может быть определена на основании статьи 4 Соглашения в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
При этом таможенный орган, осуществляя контроль таможенной стоимости, обязан указать, каким образом та или иная неточность (расхождение сведений), отсутствие какого-либо запрета влияют на метод определение таможенной стоимости и размер таможенных платежей.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе таможенного декларирования Общество представило таможенному органу все необходимые документы, свидетельствующие о достоверности заявленной в декларации на товары N 10207050/090412/0000998 таможенной стоимости товара и обосновывающие избранный им метод ее определения.
Из материалов дела усматривается, что по условиям контракта от 15.03.2012 N 06/15.03.2012 ценой товара признается цена, указанная в инвойсе, в которую включена стоимость невозвратной тары, упаковки и погрузки товара в контейнер. При этом цена товара определена на условиях DAP контейнерный терминал г. Мурманск, а товар поставляется отдельными партиями до 15.03.2014. Каждая партия товара сопровождается инвойсом, содержащим наименование и адрес продавца и покупателя, номер контракта, базис поставки, количество, страну происхождения, наименование товара, цену за единицу товара, общую сумму.
Довод таможенного органа об отсутствии в инвойсах наименования товара правомерно не принят во внимание судебными инстанциями, поскольку указание в инвойсах наименования сорта картофеля (Folva и Desiree) в совокупности с другими представленными документами позволяет идентифицировать товар.
Согласно Правилам Инкотермс 2010 условие поставки DAP возлагает на продавца все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в место назначения. Таким образом, цена товара на условиях поставки DAP контейнерный терминал г.Мурманск включает в себя, в том числе расходы продавца на транспортировку товара до пункта конечного назначения, а потому выделение из цены товара расходов на транспортировку не является необходимым условием.
Судебные инстанции установили, что передача и обмен документами между сторонами по вышеназванному контракту осуществлялись посредством электронной почты либо факсимильной связи. При этом все представленные Обществом документы выполнены на бланках компании "Potato Partners B.V.", подписаны представителем фирмы-продавца, экспортные декларации имеют идентификационный номер, присвоенный таможенным органом ЕЭС, индивидуальный штрих-код.
Таможня, применив для определения таможенной стоимости спорного товара в качестве источника ценовой информации сведения, содержащиеся в другой декларации на товары, не установила, на каком коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) проданы сопоставимые товары, условия формирования цены и иные значимые факторы.
При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы судебных инстанций о том, что декларант представил необходимый пакет документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара, указанные им сведения являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.02.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А42-6617/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.