01 октября 2013 г. |
Дело N А44-6791/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Бухарцева С.Н., Кудина А.Г.,
рассмотрев 01.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по делу N А44-6791/2012 (судья Носач Е.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (место нахождения: город Санкт-Петербург, Биржевой переулок, дом 6А; ОГРН 1067847492888; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Новгородской области в лице Комитета транспорта Новгородской области (далее - Комитет транспорта) и Комитета финансов Новгородской области (далее - Комитет финансов) убытков в размере 1 369 291 руб. 30 коп., понесенных в результате оказания в 2011 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
Решением суда первой инстанции от 16.01.2013 (судья Богаева Н.В.) убытки в пользу Общества в размере 55 219 руб. 57 коп. взысканы с Новгородской области в лице Комитета финансов за счет казны Новгородской области. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 13.05.2013 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию в лице Минфина России.
Определением апелляционного суда от 17.06.2013 Комитет финансов заменен на правопреемника - Департамент финансов Новгородской области (далее - Департамент финансов).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.06.2013 решение суда первой инстанции отменено. Убытки в пользу Общества в размере 55 219 руб. 57 коп. взысканы с Новгородской области в лице Департамента финансов за счет казны Новгородской области, а в размере 1 314 071 руб. 73 коп. - с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение данным судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, правовых оснований для удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации не имеется.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом транспорта и связи Новгородской области (заказчик) и Обществом (перевозчик) заключен договор от 15.08.2011 N 176, в рамках которого Общество обязалось осуществить перевозку железнодорожным транспортом пригородного сообщения обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (далее - обучающихся) с 01.01.2011 по 15.06.2011 и с 01.09.2011 по 31.12.2011 с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа по билетам, оформленным на территории Новгородской области, а заказчик - возместить исполнителю потери в доходах.
Дополнительным соглашением от 27.01.2012 к договору предусмотрено, что цена договора составляет 5 951 100 руб. и подлежит изменению в зависимости от количества фактически оказанных услуг по перевозке граждан льготных категорий в пределах лимитов бюджетных обязательств Новгородской области в текущем финансовом году.
Согласно отчетам исполнителя, актам о выполнении обязательств по договору услуги по итогам 2011 года оказаны на сумму 7 320 391 руб. 30 коп. и возмещены на сумму, предусмотренную договором, в связи с чем сумма недополученных доходов Общества составила 1 369 291 руб. 30 коп.
Сославшись на возмещение потерь в доходах не в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, признал за Обществом право на возмещение потерь в доходах и удовлетворил иск за счет казны Новгородской области (в размере 5 процентов расходного обязательства) и казны Российской Федерации (в размере 95 процентов расходного обязательства).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В соответствии с частью 6 статьи 7 названного Федерального закона субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Согласно пункту 7 указанных Правил уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95 процентов расходного обязательства.
В период рассматриваемых правоотношений льгота на проезд обучающихся была установлена Законом Новгородской области от 11.01.2005 N 391-ОЗ "О мерах по социальной поддержке обучающихся и воспитанников" (статья 2-6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2011 N 532 утверждено распределение субсидий в 2011 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся, согласно которому Новгородской области выделено 5 640 300 руб.
Постановлением Администрации Новгородской области от 23.06.2011 N 264 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах, возникающих в результате установления меры социальной поддержки обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, обучающимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в виде льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в 2011 году.
Названным Порядком предусмотрено предоставление субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с установлением меры социальной поддержки обучающимся в виде льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2011 году на основании заключенного между организацией железнодорожного транспорта и Комитетом транспорта и связи Новгородской области договора в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Решение вопросов компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не отнесено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что расходы организации железнодорожного транспорта за 2011 год возмещены в размере, предусмотренном договором от 15.08.2011 N 176, вместе с тем сумма недополученных Обществом доходов составила 1 369 291 руб. 30 коп.
Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела и подателем жалобы не оспариваются.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами законодательства Российской Федерации и Новгородской области, суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования за счет казны Новгородской области и казны Российской Федерации в размере 5 и 95 процентов расходного обязательства соответственно.
Доводов относительно суммы убытков, взыскиваемых в пользу Общества с Российской Федерации, податель жалобы не привел.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом апелляционной инстанции правильно, а его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по делу N А44-6791/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.