17 октября 2013 г. |
Дело N А21-521/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Блиновой Л.В., Кудина А.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авляевой А.П.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду Фильковского С.Е. (удостоверение сотрудника),
рассмотрев 17.10.2013 в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Калининградской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.04.2013 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Савицкая И.Г.) по делу N А21-521/2013,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Отдела N 24 Управления Федерального казначейства по Калининградской области (далее - Отдел), выразившихся в принятии к исполнению исполнительного листа N 003717, выданного 15.03.2006 Арбитражным судом Калининградской области по делу N А21-6128/2005, в принятии решения в форме уведомления от 14.01.2013 N УПЛ-13-5735, а также о возложении на Отдел обязанности возвратить исполнительный лист в связи с нарушением взыскателем установленного законодательством Российской Федерации трехлетнего срока предъявления исполнительного документа к исполнению (с учетом уточнения заявленных требований).
Определением суда от 20.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" (взыскатель; далее - ООО "Газпром межрегионгаз") и Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области.
Решением суда первой инстанции от 05.04.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.07.2013, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, взыскателем пропущен установленный срок предъявления исполнительного листа к исполнению.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Арбитражным судом Калининградской области 15.03.2006 выдан исполнительный лист N 003717 по делу N А21-6128/2005 о взыскании с Инспекции 345 940 руб. 15 коп. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная компания по реализации газа" (после реорганизации - ООО "Газпром межрегионгаз").
Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Октябрьского района города Калининграда Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области на основании указанного исполнительного листа 29.01.2008 возбуждено исполнительное производство N 3802/50-11/2008.
Письмом от 16.05.2008 Инспекция сообщила судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнения исполнительного документа в связи со снятием взыскателя с налогового учета и регистрацией в налоговом органе по месту нахождения головной организации.
Постановлением от 19.05.2008 судебный пристав-исполнитель окончил данное исполнительное производство в связи с невозможно исполнить исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена, а исполнительный лист возвратил взыскателю.
Исполнительный документ направлен ООО "Газпром межрегионгаз" в орган Федерального казначейства (Отделение N 3 по городу Калининграду Управления Федерального казначейства по Калининградской области) 13.05.2011, после чего возвращен названным Отделением взыскателю уведомлением от 17.08.2011 в связи с его заявлением об отзыве исполнительного листа.
Впоследствии исполнительный лист вновь направлен взыскателем в тот же орган Федерального казначейства письмом от 13.12.2012.
О поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению Отделом должнику направлено уведомление от 14.01.2013 N УПЛ-13-5735.
Ввиду непредставления должником платежного документа на перечисление средств для исполнения исполнительного документа Отдел направил Инспекции уведомление от 28.01.2013 N УБЛ-13-6608 о приостановлении осуществления операций по расходованию средств на ее лицевых счетах.
Инспекция, сославшись на незаконность действий Отдела, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению, прерванный ввиду его возвращения в связи с невозможностью исполнения, исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 3 статьи 242.3 Кодекса должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
В силу абзаца третьего пункта 3 статьи 242.3 Кодекса при нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушения с уведомлением должника.
Согласно пункту 3 статьи 242.1 Кодекса основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению Кодексом не установлены, в связи с этим следует применять соответствующие нормы Закона.
Согласно общему правилу части 1 статьи 21 Закона исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
В силу частей 1 и 2 статьи 22 Закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением данного исполнительного документа к исполнению.
После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Аналогичная норма содержится в статье 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Арбитражным судом Калининградской области 15.03.2006 выдан исполнительный лист N 003717, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета; этот исполнительный лист предъявлен к исполнению в подразделение судебных приставов в пределах установленного срока.
Суд первой инстанции, приняв во внимание возвращение исполнительного листа взыскателю судебным приставом-исполнителем в связи с невозможностью его исполнения 19.05.2008, пришел к выводу о том, что исполнительный лист предъявлен к исполнению в орган Федерального казначейства 13.05.2011 в пределах установленного срока, а также о правомерности действий Отдела. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом суды исходили из того, что Законом прерывание срока предъявления исполнительного документа к исполнению не поставлено в зависимость от того, был ли предъявлен исполнительный документ для исполнения в службу судебных приставов или в другой орган, уполномоченный осуществлять соответствующие исполнительные действия.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых судебных актов в связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 по делу N А21-521/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Приостановление исполнения указанных решения и постановления, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.09.2013, отменить.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.