21 октября 2013 г. |
Дело N А66-10441/2010 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Малышевой Н.Н., Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев 15.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования Тверской области "Сонковский район" в лице администрации Сонковского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.04.2013 (судья Рожина Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2013 (судьи Моисеева И.Н., Журавлева А.В., Рогатенко Л.Н.) по делу N А66-10441/2010,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Тверьоблстройзаказчик" Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Вокзальная ул., д. 24, ОГРН 1026900591794 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к муниципальному образованию Тверской области "Сонковский район" (далее - МО "Сонковский район") в лице администрации Сонковского района Тверской области, место нахождения: 171450, Тверская обл., Сонковский р-н, п. Сонково, пр. Ленина, д. 24 (далее - Администрация), о взыскании 3 537 250 руб. задолженности по договору о взаимодействии от 27.07.2009 N 15-ДВ и 29 018 руб. 13 коп. убытков, связанных со взысканием судебных издержек на основании решения Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2010 по делу N А66-1413/2010.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МО "Сонковский район" в лице финансового органа Администрации, место нахождения: 171450, Тверская обл., Сонковский р-н, п. Сонково, пр. Ленина, д. 24, и Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области, место нахождения: 170037, г. Тверь, пр. Победы, д. 53.
Решением от 15.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.06.2012, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе МО "Сонковский район" просит принятые по делу судебные акты отменить и вынести новое решение. По мнению подателя жалобы, судами не учтена специфика правовой природы финансирования объекта "Реконструкция плотины водозабора в селе Беляницы Сонковского района" (далее - Объект) по договору о взаимодействии от 27.07.2009 N 15-ДВ, по условиям которого ответчик на основании счета от 07.09.2009 N 399 перечислил Предприятию 2 500 000 руб. Использование истцом данных денежных средств, полученных через финансовый орган МО "Сонковский район" из бюджета Тверской области на оплату работ, выполненных по муниципальному контракту от 18.11.2008 N 107 (далее - Контракт N 107), является нецелевым, так как Контракт N 107 заключался по адресной инвестиционной программе Тверской области на 2008 год.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежаще извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 14.09.2008 администрация Тверской области (заказчик адресной инвестиционной программы) и Администрация (получатель средств областного бюджета) заключили соглашение N 8 о порядке взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по предоставлению субсидий на инвестиционные программы из областного фонда софинансирования расходов в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области, а также о праве и порядке осуществления заказчиком программы проверки целевого использования средств, выделенных на реализацию инвестиционных программ.
В перечне инвестиционных программ, финансируемых в 2009 году из областного фонда софинансирования расходов Тверской области в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области (приложение N 1 к соглашению) указан, в том числе, Объект. Общий объем финансирования на 2009 год составил 10 млн руб., в том числе из областного фонда софинансирования расходов - 5 млн руб., из бюджета муниципального образования - 5 млн руб., при чем во втором квартале 2009 года (июнь) финансирование из местного и областного бюджетов предусмотрено в размере по 2 млн руб., в третьем квартале (июль, август) - по 3 млн руб..
Администрация (получатель средств областного фонда софинансирования расходов), Департамент строительного комплекса Тверской области (заказчик - программы, главный распорядитель), Предприятием (Заказчик-застройщик) 27.07.2009 заключили договор N 15-ДВ о взаимодействии сторон при реализации мероприятий адресной инвестиционной программы Тверской области, в том числе по Объекту, в рамках областного фонда софинансирования расходов.
Согласно пункту 2.1.1 Администрация перечисляет средства МО "Сонковский район" на счет Предприятия по объектам, указанным в приложении N 1, в соответствии с ежемесячным графиком финансирования, указанным в приложении N 2.
Пунктом 2.1.2 согласовано, что средства, полученные из областного фонда софинансирования расходов, перечисляются на счет Предприятия на следующий рабочий день после их получения.
Пунктами 2.3.10 и 2.3.14 установлена обязанность Предприятия предоставлять заказчику программы сводный план-график выполнения строительно-монтажных (проектных) работ и ввода объектов в эксплуатацию на текущий финансовый год с разбивкой по месяцам, составленный на основании графиков производства работ по заключенным контрактам (договорам) с подрядными (проектными) организациями, ежемесячно отчитываться о его выполнении, а при проведении проверок - все необходимые документы и информацию по финансированию и строительству Объекта, в том числе платежные документы, финансовую отчетность и другие, подтверждающие целевое использование бюджетных средств.
В приложении 1 к договору о взаимодействии указан только Объект, общий объем финансирования которого составляет 10 млн руб., в том числе из областного фонда софинансирования расходов - 5 млн руб., из бюджета МО "Сонковский район" (включая внебюджетные источники) - 5 млн руб.
В 2008 году выполненные подрядчиком работы по Объекту Предприятие не могло принять и оплатить из-за неисполнения Администрацией своих обязательств, вследствие чего было заключено дополнительное соглашение от 02.03.2009 N 1-08 к Контракту N 107 - о переносе срока выполнения работ на 15.06.2009 в связи с отсутствием финансирования Объекта.
Согласно пункту 3.1 договора о взаимодействии главный распорядитель направил на финансирование Объекта через Администрацию 2 500 000 руб., которые ответчиком по платежному поручению от 09.09.2009 N 456 перечислены Предприятию. В свою очередь Предприятие перечислило эти денежные средства подрядчику платежным поручением от 10.09.2009 N 2877 в качестве оплаты за выполненные работы.
Со стороны Администрации финансирование строительно-монтажных работ не производилось.
По результатам проведенного аукциона 21.09.2009 между Администрацией, Предприятием (заказчиком-застройщиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Оптима-люкс" (подрядчиком) заключен муниципальный контракт N 85 (далее - Контракт N 85) на продолжение выполнения строительно-монтажных работ на Объекте.
Цена Контракта N 85 на 2009 финансовый год составила 3 562 250 руб., в том числе за счет областного фонда софинансирования расходов - 1 781 125 руб., за счет средств бюджета муниципального образования - 1 781 125 руб. (пункт 2.1).
Срок выполнения работ предусмотрен до 30.10.2009 (пункт 3.2 Контракта N 85).
По условиям контракта N 85 Подрядчик обязался выполнить строительно-монтажные работы на Объекте в объемах согласно проектно-сметной документации, а также в сроки, установленные данным Контрактом (пункт 1.2); Администрация обязалась создать заказчику-застройщику и подрядчику необходимые условия для исполнения предусмотренных Контрактом N 85 обязанностей, осуществить координацию деятельности заказчика-застройщика в ходе строительства (реконструкции) Объекта, обеспечить своевременное перечисление средств ему для дальнейшей оплаты подрядчику выполненных работ, участвовать в комиссии по приемке Объекта в эксплуатацию с оформлением всех необходимых документов (пункт 1.1).
Заказчик-застройщик обязался, в том числе, организовывать приемку промежуточных результатов работ согласно графику производства работ, в установленный Контрактом N 85 срок перечислять подрядчику средства за выполненные на Объекте работы, осуществлять технический надзор и контроль за выполнением работ, согласно графику производства работ создать комиссию по приемке Объекта в эксплуатацию с участием Администрации и Департамента строительного комплекса Тверской области и с оформлением всех необходимых документов.
Соглашением от 26.10.2009 стороны расторгли Контракт N 85, указав, что задолженность за выполненные по нему работы составляет 3 537 250 руб.
В связи с отсутствием в местном бюджете средств на оплату выполненных подрядчиком работ по Контракту N 85 Предприятие не получило финансирование из другого бюджетного источника - областного фонда софинансирования расходов, поступления из которого в соответствии с Законом Тверской области от 17.07.2007 N 87-ЗО "Об областном фонде софинансирования расходов" напрямую зависят от финансирования Администрацией работ по Объекту.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2010 по делу N А66-1413/2010 с заказчика-застройщика в пользу подрядчика взысканы сумма задолженности по соглашению о расторжении Контракта N 85, а также 29 018 руб. 13 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. При этом в указанном решении установлено, что платеж в сумме 2 500 000 руб. зачтен в счет оплаты работ по Контракту N 107. Решение вступило в законную силу и было исполнено Предприятием за счет собственных средств.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов с учетом следующего.
Согласно статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий недопустимы.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой названной статьи не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Из вышеуказанные норм и буквального толкования текста Контракта N 85 и сопоставления их с условиями и смыслом Соглашения от 14.09.2008 N 8, договора о взаимодействии, а также соглашения о расторжения Контракта N 85 следует, что строительно-монтажные работы по Контракту N 85 не были завершены из-за отсутствия финансирования.
Сам факт выполнения работ, а именно надлежащее исполнение Предприятием условий Контракта N 85 подтвержден в трехстороннем соглашении от 26.10.2009 о его расторжении, а также двусторонними актами приемки работ, подписанными заказчиком-застройщиком и подрядчиком.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
По смыслу приведенной нормы исследованные и оцененные ранее фактические обстоятельства в рамках определенных правоотношений, установленные судом и зафиксированные судебным решением, не могут опровергаться при необходимости их вторичного исследования судебными инстанциями.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2010 по рассмотренному делу N А66-1413/2010 установлен факт выполнения работ на Объекте по Контракту N 85 и отсутствие их финансирования как со стороны МО "Сонковский район", так и Администрации (за счет областного фонда софинансирования расходов).
В 2009 году работы по Объекту были профинансированы за счет средств областного бюджета в размере 2 500 000 руб. Указанная сумма была учтена при расчетах по Контракту N 107 на реконструкцию того же Объекта, что подтверждается выводами суда, сделанными в решении от 12.01.2012, принятом по спору между теми же лицами по делу N А66-10440/2010.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившими в законную силу решениями по делам N А66-891/2010 и А66-1413/2010 с заказчика-застройщика в пользу подрядчика взысканы суммы задолженности по Контрактам N 85 и 107, платеж Администрации в размере 2 500 000 руб., перечисленный на основании счета от 07.09.2009 N 399, был также учтен судами в счет оплаты работ по Контракту N 107.
Дополнительным основанием для невозможности учета спорного платежа в счет оплаты работ по Контракту N 85 является то, что он был подписан 21.09.2009, то есть после поступления средств Предприятию. Пунктом 2.3 названного Контракта установлено, что оплата производится по факту выполнения работ с отсрочкой платежа в 30 календарных дней, а авансирование Контрактом не предусмотрено.
Расходы, понесенные Предприятием по возмещению подрядчику расходов по уплате государственной пошлины в размере 29 018 руб. 13 коп. по делу N А66-1413/2010 находятся в причинной связи с нарушением Администрацией условий Контракта, размер убытков документально подтвержден.
Исходя из вышеперечисленного суды первой и апелляционной инстанций, проведя тщательное исследование всех имеющихся в деле доказательств и установив наличие у МО "Сонковский район" долга перед истцом и причинную связь между неоплатой работ и возникшими убытками, удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции находит такие выводы судов правильными.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2013 по делу N А66-10441/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования Тверской области "Сонковский район" в лице администрации Сонковского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.