г. Вологда |
|
27 июня 2013 г. |
Дело N А66-10441/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Журавлева А.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Тверской области "Сонковский район" в лице администрации Сонковского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 апреля 2013 года по делу N А66-10441/2010 (судья Рожина Е.И.),
установил:
государственное унитарное предприятие "Тверьоблстройзаказчик" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации Сонковского района Тверской области о взыскании 3 566 268 руб. 13 коп. убытков за ненадлежащее исполнение условий договора о взаимодействии от 27.07.2009 N 15 ДВ, 300 953 руб. 40 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области.
Определением суда от 16 ноября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Сонковский район" в лице финансового органа администрации Сонковского района.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 15 декабря 2010 года истцом заявлен отказ от требований в части взыскания 300 953 руб. 40 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 15 декабря 2010 года ходатайство истца было удовлетворено, производство по делу в части взыскания процентов прекращено.
Определением суда от 11 апреля 2011 года принято уточнение наименования ответчика, надлежащим ответчиком по делу признано муниципальное образование Тверской области "Сонковский район" в лице администрации Сонковского района Тверской области (далее - Администрация).
До принятия судом решения по делу истец уточнил предмета иска и просил взыскать с ответчика задолженность по договору от 27.07.2009 N 15-ДВ в размере 3 537 250 руб., убытки, связанные с уплатой государственной пошлины по делу N А66-1413/2010, в размере 29 018 руб. 13 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу в размере 40 831 руб. 34 коп.
Определением от 20.03.2012 судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении предмета иска.
Решением суда от 15 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что на финансирование объекта "Реконструкция плотины водозабора в с.Беляницы" по договору о взаимодействии от 27.07.2009N 15-ДВ Администрация перечислила истцу 2 500 000 руб. согласно счету от 07.09.2009 N 399. Ссылается на то, что использование истцом данных денежных средств полученных через Администрацию из бюджета Тверской области по договору взаимодействия от 27.07.2009 N 15-ДВ, на оплату работ, выполненных по муниципальному контракту от 18 ноября 2008 года N 107, является нецелевым использованием бюджетных средств, так как указанный муниципальный контракт заключался по адресной инвестиционной программе Тверской области на 2008 год. Заявляет, что истец не представил доказательств наличия у него дебиторской задолженности в отношении Администрации по выполнению указанного договора о взаимодействии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между администрацией Тверской области в лице Департамента строительного комплекса Тверской области (заказчик адресной инвестиционной программы, главный распорядитель средств областного бюджета) и Администрацией (получатель средств областного бюджета) заключено соглашение от 14.07.2009 N 8, определяющее порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по предоставлению субсидий на инвестиционные программы из областного фонда софинансирования расходов в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области, а также право и порядок осуществления заказчиком программы - главным распорядителем проверки целевого использования средств, выделенных на реализацию инвестиционных программ.
В перечне инвестиционных программ (объектов), финансируемых в 2009 году из областного фонда софинансирования расходов Тверской области в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области (приложение N 1 к соглашению) указано "реконструкция плотины водозабора с. Беляницы Сонковского района". Общий объем финансирования на 2009 год составил 10 000 тыс.руб., в том числе объем финансирования из областного фонда софинансирования расходов - 5000 тыс. руб., софинансирование муниципального образования - 5000 тыс.руб., в том числе по второму кварталу 2009 года (июнь месяц) финансирование из местного и областного бюджетов предусмотрено в размере 2000 тыс.руб., по третьему кварталу - по 3000 тыс. руб. (июль, август).
Также 27 июля 2009 года между Администрацией (получатель средств областного фонда софинансирования расходов), Департаментом строительного комплекса Тверской области (заказчик - программы, главный распорядитель), Предприятием (Заказчик-застройщик) заключен договор взаимодействия N 15 ДВ, определяющий порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по реализации мероприятий адресной инвестиционной программы Тверской области в рамках областного фонда софинансирования расходов, в том числе по объекту "Реконструкция плотины водозабора с.Беляницы Сонковского района".
По результатам проведенного аукциона на право заключения муниципального контракта 21 сентября 2009 года, между Администрацией, Предприятием (Заказчик-застройщик) и обществом с ограниченной ответственностью "Оптима-люкс" (далее - Общество) (Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 85 на выполнение строительно-монтажных работ на Объекте "реконструкция плотины водозабора в с. Беляницы Сонковского района".
Цена контракта на 2009 финансовый год составила 3 562 250 руб., в том числе за счет областного фонда софинансирования расходов -1 781 125 руб., за счет средств бюджета муниципального образования -1 781 125 руб. (пункт 2.1 контракта).
Срок выполнения работ предусмотрен до 30 октября 2009 года (пункт 3.2 контракта).
По условиям контракта Подрядчик обязался выполнить строительно-монтажные работы на объекте в объемах согласно проектно-сметной документации, а также в сроки, установленные контрактом (пункт 1.2);
Администрация обязалась создать Заказчику-застройщику и Подрядчику необходимые условия для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, осуществить координацию деятельности Заказчика-застройщика в ходе строительства (реконструкции) Объекта, обеспечить своевременное перечисление средств Заказчику-застройщику для дальнейшей оплаты Подрядчику выполненных работ, участвовать в комиссии по приемке Объекта в эксплуатацию с оформлением всех необходимых документов (пункт 1.1 контракта).
Заказчик-застройщик обязался в том числе организовывать приемку промежуточных результатов работ согласно графику производства работ, в установленный контрактом срок перечислять средства Подрядчику за выполненные работы на Объекте, осуществлять технический надзор и контроль за выполнением объемов работ, согласно графику производства работ организовать комиссию по приемке Объекта в эксплуатацию с участием Администрации и Департамента строительного комплекса Тверской области с оформлением всех необходимых документов.
Соглашением от 26.10.2009 стороны расторгли муниципальный контракт от 21.09.2009 N 85.
В данном соглашении стороны подтвердили наличие задолженности в размере 3 537 250 руб.
В связи с отсутствием средств местного бюджета на оплату выполненных Обществом работ по муниципальному контракту от 21.09.2009 N 85 Предприятие не получило финансирование из другого бюджетного источника - областного фонда софинансирования расходов, поступления из которого напрямую зависят от финансирования работ по Объекту Администрацией в соответствии с Законом Тверской области от 17.07.2007 N 87-З0 "Об областном фонде софинансирования расходов".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 мая 2010 года по делу N А66-1413/2010 с Предприятия в пользу Общества взыскана задолженность по муниципальному контракту от 21.09.2009 N 85 в размере 3 537 250 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 29 018 руб. 13 коп. При этом в указанном решении установлено, что платеж в сумме 2 500 000 руб. зачтен в счет оплаты работ по муниципальному контракту N 107. Решение вступило в законную силу и было исполнено Предприятием за счет собственных средств.
Направленные акты выполненных работ ответчик не возвратил, не представил возражений по их содержанию или замечаний о качестве выполненных работ, а также не оплатил выполненные работы.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме за счет казны муниципального образования Тверской области "Сонковский район".
Апелляционная инстанция считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Суд первой инстанции правомерно признал соглашение от 15 июля 2009 года N 8, договор о взаимодействии от 27 июля 2009 года N 15 ДВ применительно к положениям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договорами, не предусмотренными законом.
Взаимоотношения сторон по муниципальному контракту от 21 сентября 2009 года N 85 регулируются главой 37 ГК РФ, Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что муниципальный контракт от 21 сентября 2009 года N 85 соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательствам к данному виду договоров и является заключенным.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий недопустимы.
При заключении контракта Администрация действовала от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому на основании статей 125, 126 ГК РФ должником по обязательствам, вытекающим из спорного муниципального контракта, договоров, является само публично-правовое образование, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства.
Факт выполнения работ по объекту "Реконструкция плотины водозабора в с. Беляницы Сонковского района Тверской области" на сумму 3 537 250 руб. подтверждается материалами дела, в том числе вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2010 года по делу N А66-1413/2010, и не оспорен Администрацией.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением по рассмотренному делу N А66-1413/2010, имеют преюдициальное значение в рамках настоящего спора для истца и ответчика.
Из условий соглашения от 15 июля 2009 года N 8, договора о взаимодействии от 27 июля 2009 года N 15 ДВ следует обязанность Администрации осуществлять перечисление денежных средств по Объекту на расчетный счет Застройщика за выполнение функций Застройщика и за работы, подлежащие выполнению подрядными организациями, согласно условиям контракта, заключенного с Подрядчиком Предприятием, в сроки в соответствии с приложением N 1, Графиком финансирования к соглашению от 15 июля 2009 года N 8, договору о взаимодействии от 27 июля 2009 года N 15 ДВ.
В силу указанного графика средства местного бюджета в размере 5 000 000 руб. должны поступить на счет Застройщика в июне 2009 года - 2 000 000 руб., июле 2009 года - 2 000 000 руб., августе 2009 года - 1 000 000 руб.
Доказательств исполнения обязанности по перечислению денежных средств в полном объеме в части софинансирования за счет местного бюджета по строительству Объекта в 2009 году в соответствии с условиями договора о взаимодействии от 27 июля 2009 года N 15 ДВ в 2009 году Администрацией не представлено.
Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств с учетом положений статей 67, 68, 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал доказанным факт отсутствия финансирования Объекта за счет средств муниципального образования "Сонковский район" на условиях, предусмотренных в договоре о взаимодействии от 27 июля 2009 года N 15 ДВ.
Доказательств оплаты услуг Застройщика, ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Из буквального толкования условий муниципального контракта в сопоставлении с условиями и смыслом соглашения от 15 июля 2009 года N 18 (пункт 2.2.8), договора о взаимодействии от 27 июля 2009 года N 15 ДВ, а также пункта 2.15 Порядка предоставления субсидий из областного фонда софинансирования расходов на инвестиционные программы в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 23 июня 2008 года N 165-па, следует обязанность ответчика оплатить Предприятию выполненные работы по строительству Объекта в рамках муниципального контракта от 21.09.2009 N 85, соглашения о расторжении муниципального контракта N 85 в размере 3 537 250 руб.
На основании изложенного довод подателя жалобы о том, что истец не представил доказательств наличия у него дебиторской задолженности в отношении Администрации по выполнению указанного договора о взаимодействии, является несостоятельным.
В 2009 году работы по Объекту были профинансированы за счет средств областного бюджета в размере 2 500 000 руб. Указанная сумма областного бюджетного софинансирования учтена при расчетах по муниципальному контракту N 107 на реконструкцию того же Объекта, что подтверждается выводами суда, сделанными в решении от 12.01.2012, принятом по спору между теми же лицами по делу А66-10440, а также пояснениями представителей сторон при рассмотрении дела А66-1413/2010.
Довод подателя жалобы о нецелевом использовании указанных денежных средств апелляционная инстанция не принимает. При рассмотрении указанных дел Администрация не заявляла о неправомерности зачета указанной суммы областного бюджетного софинансирования при расчетах по муниципальному контракту N 107. Администрация Тверской области, Департамент строительного комплекса Тверской области (заказчики адресной инвестиционной программы, главные распорядители средств областного бюджета) о нецелевом использовании указанных средств не заявляли. При таких обстоятельствах ссылки подателя жалобы в рамках настоящего дела на нецелевое использование денежных средств в сумме 2 500 000 рублей. являются злоупотреблением правом.
Отсутствие финансовых средств у муниципального образования "Сонковский район" не является основанием для прекращения обязательства стороны в силу положений статьи 407 ГК РФ.
Убытки, понесенные Предприятием в связи с возмещением Обществу расходов по уплате государственной пошлины в размере 29 018 руб. 13 коп. по делу N А66-1413/2010, находятся в причинной связи с нарушением Администрацией условий Контракта, размер убытков документально подтвержден.
При таких обстоятельствах дела исковые требования о взыскании задолженности и убытков правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Апелляционный суд считает доводы подателя жалобы несостоятельными, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 апреля 2013 года по делу N А66-10441/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования Тверской области "Сонковский район" в лице администрации Сонковского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10441/2010
Истец: ГУП "Тверьоблстройзаказчик"
Ответчик: Администрация Сонковского района Тверской области, Администтрация Сонковского района Тверской области
Третье лицо: Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области, МО "Сонковский район" в лице финансового отдела Администрации Сонковского района