22 октября 2013 г. |
Дело N А56-45117/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Блиновой Л.В.,
при участии от открытого акционерного общества "ПЕЛЛА-МАШ" Плеханова В.В. (доверенность от 01.03.2013 N 44) и Ткаченко И.С. (доверенность от 01.03.2013 N 43), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области Казарцева В.В. (доверенность от 29.04.2013 N 365),
рассмотрев 15.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу N А56-45117/2012 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.),
установил:
Открытое акционерное общество "ПЕЛЛА-МАШ", место нахождения: 187730, Ленинградская область, Кировский район, город Отрадное, Центральная улица, дом 4, ОГРН 1024701330829 (далее - ОАО "ПЕЛЛА-МАШ", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания, вынесенного Отделом надзорной деятельности Кировского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (далее - Отдел, ОНД) от 13.07.2012 N 15/3/1-47 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 28.11.2012 (судья Семенова И.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 02.04.2013 указанное решение отменено, предписание Отдела от 13.07.2012 N 15/3/1-47 признанно недействительным. Также с ОНД в пользу ОАО "ПЕЛЛА-МАШ" взысканы расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций в размере 3000 руб. Кроме того, Обществу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб.
В кассационной жалобе Отдел просит отменить постановление апелляционного суда, предписание от 13.07.2012 N 15/3/1-47 признать законным.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемое ОНД постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления согласился с доводами жалобы, а представитель ОАО "ПЕЛЛА-МАШ" возражал против ее удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Отдела надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность принятого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 02.07.2012 N 15 ОНД была проведена внеплановая выездная проверка Общества на предмет соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны.
В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 13.07.2012 N 15, что защитное сооружение гражданской обороны, обустроенное в специальном подвале административно-бытового корпуса N 3 (далее - ЗС ГО), находящееся в ведении организации, содержится с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утверждены Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583; далее - Правила N 583), не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию и предназначению.
По результатам проверки 13.07.2012 Обществу было выдано ОНД Предписание N 15/3/1-47 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.
ОАО "ПЕЛЛА-МАШ" не согласилось с указанным Предписанием, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что статус спорного объекта подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, при этом, порядок списания с учета защитного сооружения гражданской обороны Обществом не соблюден, в связи с чем Предписание от 13.07.2012 признал незаконным.
Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции отменила и признала Предписание от 13.07.2012 недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу ОНД, не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пункта 6 Закона N 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок).
Данный порядок разработан в соответствии с Законом N 28-ФЗ и определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного названным постановлением, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В силу пунктов 1.2, 2.1 и 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Паспорт убежища в суды двух инстанций не представлен и в материалах дела не содержится.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела следующие документы: справку о балансовой стоимости и балансовой принадлежности объектов недвижимости ОАО "ПЕЛЛА-МАШ" от 12.07.2012, свидетельство о государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью на территории Ленинградской области, технический паспорт на блок механических цехов с административно-бытовым корпусом N 3 со спецподвалом, административно-производственными помещениями по состоянию на 20.04.2012 с поэтажным планом, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности факта наличия у спорного объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что спецподвал в бытовой пристройке блока цехов ОАО "ПЕЛЛА-МАШ" в 2001 году списан в соответствии с Инструкцией МЧС РФ от 18.10.1996 N 1-38-4, Госкомимущества РФ от 05.11.1996 N АР-13/7746 "О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Инструкция).
Согласно пункту 3 Инструкции для определения состояния ЗС ГО, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание на объектах экономики приказами начальников гражданской обороны создаются комиссии. В состав комиссии необходимо включать: главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии); лиц, на которых возложена ответственность за сохранность ЗС ГО; представителя органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления; представителя территориального комитета по управлению государственным имуществом; представителя организации, выдающей заключение о состоянии ЗС ГО.
Согласно пункту 14 статьи 65 Федерального закона от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) районная администрация руководит гражданской обороной в районе.
Из акта от 15.06.2001 о списании с учета спецподвала в бытовой пристройке блока цехов ОАО "ПЕЛЛА-МАШ" усматривается и судом апелляционной инстанции установлено, что указанный акт согласован первым заместителем главы Администрации муниципального образования "Кировский район Ленинградской области". Кроме того, апелляционная инстанция установила, что в мае 2002 года указанный акт был направлен Обществом в МЧС России с целью рассмотрения документов, приложенных к акту и согласовании акта о списании с учета убежища N 3003.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции не согласованная документация по списанию ЗС ГО возвращается его владельцу с указанием причин отказа.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Обществу документация с причиной отказа в согласовании не возвращалась.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что спорный объект не обладает статусом защитного объекта гражданской обороны.
Доказательств обратно вопреки статье 200 АПК РФ в ходе рассмотрения дела в судах двух инстанций Отделом не представлено.
Суд кассационной инстанции полагает, что суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявление ОАО "ПЕЛЛА-МАШ".
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, а выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, и имеющимся в нем доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 по делу N А56-45117/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности Кировского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.