30 октября 2013 г. |
Дело N А26-10507/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Дмитриева В.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" Левченко И.А. (доверенность от 20.12.2012 N 108), Сороки И.А. (доверенность от 30.09.2013 N 100),
рассмотрев 30.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.04.2013 (судья Старовойтова И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 (судьи Слобожанина В.Б., Несмиян С.И., Шестакова М.А.) по делу N А26-10507/2012,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг", место нахождения: Москва, Садовническая ул., д. 56/49, строение 1, ОГРН 1037739350835 (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство), о взыскании 1 003 106 руб. задолженности за оказанные услуги по договору от 27.08.2010 N 07/024-10 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Определением от 24.12.2012 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Республики Карелия.
Определением от 14.03.2013 принят отказ Предприятия от требований к Министерству финансов Республики Карелия. Производство в указанной части прекращено.
Решением от 08.04.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что спорный договор является ничтожной сделкой.
По мнению Министерства, условие договора о том, что оплата исполнителю затрат на предпродажную подготовку лесного участка арендатором-победителем аукциона, было включено в условия аукциона, что не противоречит действующему законодательству.
Министерство считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что условиями договора создается только обязанность для третьего лица и не создаются никакие права, в то время как третье лицо приобретает право на получение документации о лесном участке, которую Министерство обязано передать победителю аукциона (арендатору).
Податель жалобы ссылается на нарушение Предприятием обязательного досудебного порядка разрешения споров, предусмотренного спорным договором.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что условия спорного договора порождают обязательственные отношения между его сторонами и дают им право требовать исполнения друг от друга, но не от третьих лиц.
По мнению Предприятия, нельзя обязать неопределенных победителей аукциона в будущем и не являющихся сторонами спорного договора понести расходы по оплате выполненных работ по подготовке участка лесного фонда к выставлению на аукцион.
В судебном заседании представители Предприятия не согласились с доводами кассационной жалобы.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерство лесного комплекса Республики Карелия (правопредшественник Министерства) и Предприятие 27.08.2010 заключили договор N 07/024-10, по условиям которого Министерство поручило проведение подготовки лесного участка к выставлению на аукцион по продаже права на заключение договора аренды, а Предприятие взяло на себя обязательство по подготовке лесного участка в кварталах N 64-66, 72-75, 82-85, 92-96, 99-104, 111-116, 124-126, 128-129, 138-140, 142-143, 151-156, 166-171, 181-184, 195-197 Сергиевского участкового лесничества и в кварталах N 141-144, 151, 159-160, 170-180 Даниловского участкового лесничества Медвежьегорского лесничества Республики Карелия общей площадью 38 581 га к выставлению на аукцион.
В состав оказываемых услуг по договору входило: формирование лесного участка, подготовка документации и межевого плана в соответствии с требованиями действующего законодательства; постановка лесного участка на кадастровый учет и получение кадастровых паспортов; приведение территории лесного участка в соответствие с действующим лесным и водным законодательством и внесение текущих изменений; формирование обновленной базы данных на повыдельном уровне; определение видов и ежегодных объемов основных лесохозяйственных мероприятий, прямой расчет ежегодного размера использования лесов (лесосека равномерного пользования, 1-я и 2-я возрастная, интегральная и по состоянию) по способам рубок с приложением материалов по выполненным расчетам (пункт 1.4. договора).
Срок оказания услуг установлен до 12.11.2010 (пункт 1.5 договора).
Согласно пункту 4.2 договора общая стоимость услуг составляет 1 003 106 руб.
В соответствии с пунктом 4.3 договора обязательство по возмещению стоимости оказанных услуг подлежит включению в условия аукциона и договора аренды лесного участка, заключаемого с победителем аукциона по продаже права на заключение договора аренды.
По акту сдачи-приемки оказанных услуг от 30.08.2011 (т.д. 1, л. 18) Министерство приняло от Предприятия оказанные услуги без каких-либо возражений и замечаний.
Предприятие 26.07.2012 направило Министерству претензию с предложением провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного лесного участка в срок до 26.08.2012 или оплатить убытки в размере 1 003 106 руб.
Министерство, ссылаясь на пункт 4.3 договора, отказалось от оплаты оказанных услуг, что послужило поводом для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал пункт 4.3 договора ничтожным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку он фактически ставит исполнение ответчиком принятого по договору обязательства в зависимость от действий третьих лиц.
Суд первой инстанции установил, что Предприятие выполнило работы надлежащим образом, и обязал Министерство их оплатить.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 2.1.6 договора Министерство обязано включить в информацию об аукционе и в условия договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, положения об оплате расходов Предприятия по предпродажной подготовке в течение 10 календарных дней со дня государственной регистрации договора аренды.
В силу пункта 2.1.9 договора по результатам аукциона Министерство обеспечивает заключение трехстороннего соглашения с победителем аукциона, Министерством и Предприятием о прямой оплате арендатором расходов по предпродажной подготовке лесного участка.
Как указывает Предприятие, на основании части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" срок действия 12 кадастровых паспортов, изготовленных 17.08.2011 по лесным участкам в кварталах N 64-66, 72-75, 82-85, 92-96, 99-104, 111-116, 124-126, 128-129, 138-140, 142-143, 151-156, 166-171, 181-184, 195-197 Сергиевского участкового лесничества Медвежьегорского лесничества Республики Карелия составляет 24 месяца и заканчивается 17.08.2013, а срок действия 7 кадастровых паспортов, изготовленных 01.02.2011 по лесным участкам в кварталах N 141-144, 151, 159-160, 170-180 Даниловского участкового лесничества Медвежьегорского лесничества Республики Карелия, составляет 24 месяца и заканчивается 01.02.2013.
Предприятие, ссылается на то, что до подачи настоящего иска, несмотря на пятнадцатимесячный срок для организации аукциона с момента подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг от 30.08.2011 по спорному договору, Министерство не выставило на аукцион по продаже права на заключение договора аренды подготовленные лесные участки, лишив Предприятие получения оплаты за оказанные услуги и причинив убытки в размере их стоимости.
Министерство, в свою очередь, считает, что условиями спорного договора не предусмотрена безусловная обязанность Министерства по организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, не определен срок осуществления названной обязанности. При этом Министерство в отзыве на иск указывает, что проведение такого аукциона было запланировано на I полугодие 2013 года, поскольку техническая возможность по организации торгов возникла у него после регистрации официального сайта торгов 01.06.2012 и необходимости планирования доходной и расходной частей бюджета.
Кроме того, Министерство указывает, что на 19 образованных земельных участков зарегистрировано право собственности Российской Федерации, в связи с чем кадастровые сведения утратили временный характер.
В материалы дела представлен приказ Министерства от 13.03.2013 N 354 о выставлении лесного участка на аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного лесного участка (т.д. 1, л. 108).
Суд кассационной инстанции находит возможным согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о взыскании задолженности за выполненные работы с заказчика этих работ - Министерства, которое, хотя по условиям договора и действующего законодательства, не связано сроками, в течение которых оно обязано провести аукцион, в то же время не может не знать, что срок действия изготовленного кадастрового паспорта составляет 24 месяца, по истечении которого он аннулируется.
Министерство, освободив себя от оплаты выполненных работ по подготовке участков лесного фонда к выставлению на аукцион, тем не менее, действуя как добросовестный участник гражданско-правовых отношений, должно было провести этот аукцион в течение срока действия кадастровых паспортов.
Кроме того, аукцион может не состояться из-за отсутствия участников или в случае не выявления победителя аукциона.
Стороны фактически поставили условие об оплате оказанных по договору услуг в зависимость от обстоятельств, которые могут не наступить как по воле заказчика - Министерства в случае не проведения аукциона в течение срока действия кадастровых паспортов, так и по независящим от него причинам - отсутствие участников аукциона.
Как правильно указал суд первой инстанции, не наступление условий пункта 4.3 договора не может служить основанием для освобождения Министерства от оплаты оказанных услуг.
При таком положение следует признать, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, поэтому оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 по делу N А26-10507/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.