30 октября 2013 г. |
Дело N А26-7765/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Родина Ю.А.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия Цеханович А.А. (доверенность от 09.01.2013 без номера), от государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" Еголаевой Г.В. (доверенность от 22.05.2013 без номера), Пашковской Н.С. (доверенность от 22.05.2013 без номера), от государственного учреждения Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов" Матросова А.Б. (доверенность от 01.07.2013 без номера),
рассмотрев 23.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2013 (судья Цыба И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-7765/2012,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов" (далее - Северо-Западная база, ОГРН 1071001002082, ИНН 1001016125, место нахождения - Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Боровая, д. 4) о взыскании 887 535 руб. 26 коп., в том числе 859 691 руб. недоимки по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии (далее - взносы), за полугодие 2012 года и 27 844 руб. 26 коп. пеней за несвоевременную уплату названных взносов, начисленных за период с 25.04.2012 по 01.08.2012.
Определением суда первой инстанции от 15.10.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" (далее - Центр охраны лесов, ОГРН 1121001005289, ИНН 1001258269, место нахождения - Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Боровая, д. 4).
Решением суда от 07.02.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013, с государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" взыскано 270 723 руб. 90 коп. задолженности по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии, за полугодие 2012 года и 27 844 руб. 26 коп. пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии; с государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" взыскано 588 967 руб. 10 коп. задолженности по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии, за полугодие 2012 года (апрель, май).
В кассационной жалобе Центр охраны лесов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части взыскания с указанной организации 588 967 руб. 10 коп. задолженности по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии, за полугодие 2012 года, указывая на то, что он не имеет на своем балансе воздушного транспорта и не включен в перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации для целей уплаты дополнительных страховых взносов. Также податель жалобы полагает, что суды вышли за пределы заявленных Фондом требований, поскольку Центр охраны лесов привлечен к участию в деле исключительно по инициативе Северо-Западной базы, в то время как сам заявитель не считает указанный Центр плательщиком дополнительных страховых взносов и, соответственно, -надлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представители Центра охраны лесов и Фонда поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Северо-Западной базы возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Северо-Западная база, являющаяся плательщиком дополнительных страховых взносов на основании Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон N 155-ФЗ), представила в Фонд расчет по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемый при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение, за полугодие 2012 года (л.д. 10-11).
Фондом установлено, что ответчиком не полностью уплачены взносы по дополнительному тарифу, уплачиваемые организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии по состоянию на 15 августа 2012 года за период с 01.04.2012 по 30.06.2012 в сумме 859 691 руб.
Фондом в адрес Северо-Западной базы направлено требование от 01.08.2012 N 00900140033734 с предложением до 14.08.2012 в добровольном порядке уплатить указанную недоимку и 27 844 руб. 26 коп. пеней, начисленных на недоимку по взносам, уплачиваемым по дополнительному тарифу за IV квартал 2011 года до даты погашения (взыскана решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2573/2012), I квартал 2012 года (взыскана решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4930/2012), полугодие 2012 года за период с 25.04.2012 по 01.08.2012.
Неисполнение Северо-Западной базой указанного требования явилось основанием для обращения Фонда в суд с заявлением о принудительном взыскании c этой организации задолженности по обязательным платежам в общей сумме 887 535 руб. 26 коп.
Какое-либо требование об уплате недоимки по дополнительным страховым взносам, неисполнение которого, в силу положений главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влечет для Фонда возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, в адрес Центра охраны лесов не направлялось, поскольку в качестве плательщика взносов по дополнительному тарифу, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, указанная организация в Фонде не числится.
Тем не менее, суд первой инстанции по ходатайству Северо-Западной базы привлек Центр охраны лесов к участию в деле в качестве соответчика и взыскал с данной организации 588 967 руб. 10 коп. недоимки по взносам, уплачиваемым по дополнительному тарифу, как с правопреемника, выделившегося из состава Северо-Западной базы и получившего по разделительному балансу и передаточному акту часть задолженности первого ответчика по страховым взносам.
Суд апелляционной инстанции со ссылкой на положения пункта 16 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) подтвердил правильность правовой позиции суда первой инстанции и оставил в этой части решение суда без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает выводы судебных инстанции в части взыскания с Центра охраны лесов 588 967 руб. 10 коп. недоимки по взносам, уплачиваемым по дополнительному тарифу организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, основанными на неправильном применении норм материального права.
В силу статьи 1 Закона N 155-ФЗ члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).
Данный Закон, как следует из его преамбулы, определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты.
Согласно Закону N 155-ФЗ ежемесячная доплата к пенсии назначается членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающим пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, при наличии выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин; ее выплата осуществляется за счет взносов, которые поступают в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей, при условии оставления членами летных экипажей работы в должности, дающей право на доплату к пенсии (части первая, вторая и пятая статьи 1).
Следовательно, в отличие от трудовой пенсии, представляющей собой ежемесячную денежную выплату лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в целях компенсации заработной платы или иного дохода, на которые начислялись соответствующие страховые взносы, ежемесячная доплата к пенсии предоставляется оставившим летную работу членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые не приобретают в системе дополнительного социального обеспечения статуса застрахованных. Соответственно, она не указана в числе видов обеспечения по обязательному социальному (пенсионному) страхованию, предусмотренных федеральными законами от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", поскольку имеет иную правовую природу, что подтверждается и порядком финансирования данной доплаты, а также механизмом определения размера взносов, за счет которых она выплачивается.
В силу статей 4 - 6 Закона N 155-ФЗ эти взносы уплачиваются работодателями - организациями, использующими труд названной категории работников, помимо начисляемых в соответствии Законом N 212-ФЗ страховых взносов, которые направляются на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий; исчисление ежемесячных платежей по этим дополнительным взносам производится исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работающих членов летных экипажей, и тарифа взносов в размере 14 процентов всех выплат; Пенсионный фонд Российской Федерации, куда поступают эти взносы, обеспечивает их обособленный учет в целом по Российской Федерации.
Таким образом, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2013 N 13-П, ежемесячная доплата к пенсии, установленной лицам из числа членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, имеет обособленный источник финансирования, формируемый за счет взносов, которые начисляются работодателями по дополнительному тарифу на фонд оплаты труда работающих представителей данной профессиональной группы, не подлежат капитализации и направляются на финансирование ежемесячной доплаты к пенсии тем членам летных экипажей, кто оставил летную работу. Размер этой доплаты определяется с учетом суммы фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации средств на ее выплату, которая, в свою очередь, зависит от таких постоянно изменяющихся условий, как число организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, количество работающих в должности члена летного экипажа, размер фонда оплаты труда и т.д., и ежеквартально корректируется также в зависимости от суммы фактически поступивших средств.
Анализируя правовую природу взносов, за счет которых производится выплата ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 N 379-О-О пришел к выводу, что эти взносы - в отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - не являются индивидуально возмездными платежами, призванными обеспечить право конкретного гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете; они уплачиваются работодателями по дополнительному тарифу, предусмотренному законом, в целях дополнительного социального обеспечения названной категории работников и как таковые имеют публично-правовой характер.
Формируемые за счет взносов на выплату ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации средства Пенсионного фонда Российской Федерации имеют строго целевое назначение - они могут расходоваться только для осуществления этих выплат через использование схемы солидарных накоплений, что не предполагает соответствие размера ежемесячной доплаты, на которую может рассчитывать ее получатель, занимавший в период трудовой деятельности должность члена летного экипажа, сумме уплаченных взносов и придает самим взносам обезличенно-безвозмездный характер.
Таким образом, взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации организациями, использующими труд указанной категории работников, не являясь налогами и не подпадая под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов, по своему юридическому содержанию и социально правовой природе представляют собой обязательные целевые платежи публично-правового характера - они взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
В соответствии со статьей 4 Закона N 155-ФЗ расчетным периодом для начисления и уплаты взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации признается календарный год, в течение которого по итогам каждого календарного месяца плательщики взносов - организации, использующие труд членов летных экипажей, производят исчисление ежемесячных платежей по взносам, исходя из величины начисленных выплат и иных вознаграждений и тарифа взносов; подлежащая уплате сумма ежемесячного платежа по взносам определяется с учетом ранее уплаченных платежей по взносам; уплата ежемесячных платежей производится не позднее 15-го числа следующего календарного месяца; данные об исчисленных суммах отражаются в расчете, который представляется не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. Из приведенных законоположений следует, что формирование базы для начисления этих взносов и их уплата осуществляются на протяжении всего календарного года.
Как следует из положений статьи 1 Закона N 155-ФЗ, не все члены летных экипажей имеют право на ежемесячную доплату к пенсии.
Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 N 155 (далее - Постановление N 155) утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Из статьи 1 Закона N 155-ФЗ, кроме того, следует, что плательщиками взносов являются организации, использующие труд членов летных экипажей, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению N 155 Правительством Российской Федерации поручено Федеральному агентству воздушного транспорта ежегодно до 1 февраля определять и представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и ежеквартально не позднее последнего числа последнего месяца квартала информировать Фонд об изменениях, которые требуется внести в указанный перечень.
Таким образом, начисление взносов на выплату доплат к пенсии производится только организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, перечень которых по поручению Правительства Российской Федерации ежегодно доводится до Фонда (с обязательным ежеквартальным информированием о его изменении), и только в отношении выплат и вознаграждений членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, список которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Северо-Западная база зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1071001002082 и является плательщиком взносов по дополнительному тарифу, уплачиваемых ею как организацией, использующей труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Именно эта организация в соответствии с Законом N 155-ФЗ уже после завершения ее реорганизации и представила 25.07.2012 в Фонд расчет по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемый при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение, за полугодие 2012 года.
Неполная уплата Северо-Западной базой указанных взносов по состоянию на 15 августа 2012 года за период с 01.04.2012 по 30.06.2012 в сумме 859 691 руб. послужила законным основанием как для выставления Фондом соответствующего требования к этой организации об уплате названной задолженности и пеней, так и для дальнейшего обращения в арбитражный суд за ее взысканием с данного юридического лица.
Из материалов дела следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации письмом от 12.11.2012 N 30-25/17308 (л.д.80) уведомил Отделение этого фонда по Республике Карелия о том, что Центр по охране лесов не включен в перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в связи с чем данная организация не является плательщиком взносов на выплату дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей.
Переход на работу в этот Центр (после его государственной регистрации 04.05.2012) семи летчиков-наблюдателей, не порождает для указанной организации, не включенной в названный перечень, обязанности по уплате в Фонд спорных взносов даже в случае передачи части задолженности по их уплате в ходе реорганизации Северо-Западной базы.
Ссылка суда апелляционной инстанции на положения пункта 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, согласно которым в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов, является необоснованной, поскольку круг плательщиков взносов на выплату дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей определяется в соответствии со специальными нормами Закона N155-ФЗ.
Следовательно, Северо-Западная база, отвечающая совокупности признаков плательщика спорных взносов на дополнительное социальное обеспечение, обусловленных Законом N 155-ФЗ, и представившая 25.07.2012 в Фонд соответствующий расчет за полугодие 2012 года, и является для заявителя должником по уплате этих взносов в сумме 859 691 руб., обусловленной указанным расчетом.
Таким образом, оснований для возложения обязанности по уплате большей части указанной задолженности на Центр по охране лесов, в рассматриваемом случае не имеется.
Поскольку принятые по делу судебные акты в части взыскания с Центра по охране лесов 588 967 руб. 10 коп. задолженности Северо-Западной базы по взносам на выплату дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей за апрель, май 2012 года основаны на неправильном применении норм материального права, указанные судебные акты подлежат в этой части изменению с принятием судом кассационной инстанции решения о взыскании этой части задолженности с надлежащего плательщика данных взносов, то есть с Северо-Западной базы.
В остальной, не обжалуемой части, принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу N А26-7765/2012 изменить, изложив пункт 1 резолютивной части решения суда от 07.02.2013 в следующей редакции:
"1. Заявленные требования удовлетворить полностью. Взыскать в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (ОГРН 1021000511344, ИНН 1001042774, место нахождения - Республика Карелия, город Петрозаводск, Лыжная улица, дом 2Б):
- с государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" (ОГРН 1071001002082, ИНН 1001016125, место нахождения - Республика Карелия, город Петрозаводск, Боровая улица, дом 4) 859 691 руб. недоимки по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии, за полугодие 2012 года и 27 844 руб. 26 коп. пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате взносов организаций, использующих труд летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии, начисленных за период с 25.04.2012 по 01.08.2012".
В остальной части (пункты 2 и 3 решения Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2013) судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.