г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2013 г. |
Дело N А26-7765/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: 1) Еголаева Г.В. - доверенность от 22.05.2013, Пашковская Н.С. - доверенность от 22.05.2013; 2) Матросов А.П. - доверенность от 25.06.2012 N 1195
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8303/2013) Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2013 по делу N А26-7765/2012 (судья Цыба И.С.), принятое
по иску ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия
к ГУ Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов", Государственному бюджетному учреждению Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов"
о взыскании задолженности по страховым взносам 887 535, 26 руб.
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов" (далее - Северо-Западная база, ОГРН 1071001002082, ИНН 1001016125, место нахождения - Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Боровая, д.4) о взыскании 887 535 руб. 26 коп., в том числе 859 691 руб. недоимки по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии (далее - взносы), за полугодие 2012 года и 27 844 руб. 26 коп. пени за несвоевременную уплату названных взносов, начисленные за период с 25.04.2012 по 01.08.2012.
Определением суда от 15.10.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" (далее - Центр охраны лесов, ОГРН 1121001005289, ИНН 1001258269, место нахождения - Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул.Боровая, д.4).
Решением суда от 07.02.2013 с государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" взыскано 270 723 руб. 90 коп. задолженности по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии, за полугодие 2012 года и 27 844 руб. 26 коп. пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии; с государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" взыскано 588 967 руб. 10 коп. задолженности по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии, за полугодие 2012 года (апрель, май).
Не согласившись с решением суда Центр охраны лесов, направил жалобу в суд апелляционной инстанции. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что передаточный акт N 2 на основании которого Северо-Западной базой была передана спорная задолженность Центру охраны лесов является протоколом о намерениях и никаких правовых последствий для сторон не устанавливает. Кроме того, податель жалобы указывает, что Северо-Западной базой Центру охраны лесов не представлены документы, подтверждающие размер начисленных взносов в разрезе каждого застрахованного лица, а те документы, которые были предоставлены (реестры застрахованных лиц, форма РВ-3 ПФР за полугодие 2012 года, поименный список работников, приказы о приеме на работу по каждому работнику) не позволяют проверить размер начислений. Так же ответчик указывает, что в Центр по охране лесов из Северо-Западной базы перешли семь летчиков-наблюдателей, однако Центр охраны лесов не имеет на своем балансе воздушного транспорта и не включен в перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Названный перечень определяется Федеральным агентством воздушного транспорта на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 N 155 и передается в Пенсионный фонд. При таких обстоятельствах Центр охраны лесов не имеет возможности произвести доплату к пенсии в размере 14% за летчиков-наблюдателей, так как Фонд указанные платежи от Центра охраны лесов не принимает.
В судебном заседании представители Центра охраны лесов поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Северо-Западной базой возражали против удовлетворения жалобы.
Управление извещено, своего представителя в судебное заседание не направило, что на основании статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда проворны в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Северо-Западная база зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1071001002082 и является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (пункт 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ).
Органы контроля согласно подпунктам 6 и 9 пункта 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ вправе взыскивать недоимку, пени в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
Статьей 1 Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон N 155-ФЗ) установлено, что члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).
Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона N 155-ФЗ для организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, установлен тариф в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.
Объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Расчетным периодом для начисления и уплаты взносов признается календарный год.
Расчетный период состоит из отчетных периодов.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики взносов производят исчисление ежемесячных платежей по взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифа взносов. Сумма ежемесячного платежа по взносам, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных платежей по взносам.
Уплата ежемесячных платежей по взносам производится не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Данные об исчисленных суммах ежемесячных платежей по взносам на доплату к пенсии отражаются в расчете по начисленным и уплаченным в Пенсионный фонд Российской Федерации взносам, уплачиваемым плательщиками взносов, который представляется не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.1 Закона N 155-ФЗ контроль за правильностью начисления и уплатой взносов, вынесение решения по результатам рассмотрения материалов такого контроля, применение способов, обеспечивающих исполнение плательщиками взносов обязанности по уплате взносов, направление плательщикам взносов требований об уплате взносов, соответствующих пеней и штрафов, а также взыскание недоимки по взносам, соответствующих пеней и штрафов, списание безнадежных долгов по взносам осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Северо-Западная база представила в Фонд расчет по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемый при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение, за полугодие 2012 года (л.д.10-11).
Управлением установлено, что ответчиком не полностью уплачены взносы по дополнительному тарифу, уплачиваемые организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии по состоянию на 15 августа 2012 года за период с 01.04.2012 по 30.06.2012 в сумме 859691 руб.
В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанностей по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Сроком уплаты взносов по дополнительному тарифу за полугодие 2012 года являются 15.05.2012, 15.06.2012, 15.07.2012 соответственно за апрель, май и июнь 2012 года. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации.
Фондом в адрес Северо-Западной базы направлено требование N 00900140033734 от 01.08.2012 с предложением в добровольном порядке в срок до 14.08.2012 уплатить недоимку по взносам в сумме 887 535 руб. 26 коп. и начисленные пени. Пени начислены на недоимку по взносам, уплачиваемым по дополнительному тарифу за 4 квартал 2011 года до даты погашения (взыскана решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2573/2012), 1 квартал 2012 года (взыскана решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу NА26-4930/2012), полугодие 2012 года за период с 25.04.2012 по 01.08.2012.
Неисполнение Северо-Западной базой указанного требования явилось основанием для обращения Фонда в суд с заявлением о принудительном взыскании.
Оспаривая решение суда, Центр охраны лесов полагает, что в данном случае надлежащим ответчиком за весь заявленный период является Северо-Западная база.
Апелляционная инстанция отклоняет указанную позицию.
Судом установлено, что на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 23.12.2011 N 789р-П государственное учреждение Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" реорганизовано путём выделения из его состава государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Карельский центр охраны лесов" (л.д.33-34).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 07.03.2012 N 150р-П (л.д.36) изменено наименование реорганизованного юридического лица на "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов".
04.05.2012 государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов" зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.84-89).
Согласно пункту 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате страховых взносов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате страховых взносов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов, по решению суда вновь образованные юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате страховых взносов реорганизованного лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (пункт 1).
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (пункт 2 статьи 59 названного кодекса).
Разделительный баланс Северо-Западной базы и Центра охраны лесов, на основании которых произошел переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, утверждены учредителями Северо-Западной базы и Центра охраны лесов.
Таким образом, к государственному бюджетному учреждению Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов", как к правопреемнику государственного учреждения Республики Карелия "Северо-Западная база авиационной охраны лесов", перешла обязанность по уплате недоимки по взносам в Пенсионный фонд, уплачиваемым по дополнительному тарифу 14%, в сумме 1 115 609 руб. 10 коп., в том числе за второй квартал 2012 года (за апрель и май месяцы) в сумме 588 967 руб. 10 коп.
При этом, довод подателя жалобы о том, что в данном случае передаточный акт N 2 от 29.06.2012 является протоколом о намерениях сторон и не подтверждает факт передачи спорной недоимки, отклоняется судом.
Из материалов дела видно, что данный документ подписан сторонами без замечаний, возражений каких-либо указаний на предварительность соглашения и необходимость дальнейшего согласования. В судебном заседании апелляционного суда представитель Центра охраны лесов подтвердила, что факт подписания передаточного акта N 2 от 29.06.2012 не оспаривает.
Кроме того, размер названной задолженности указан не только в передаточном акте, но также и в разделительных балансах Северо-Западной базы и Центра авиационной охраны лесов, которые в установленном порядке утверждены учредителями предприятий. Реорганизация Северо-Западной базы путем выделения из ее состава Центра охраны лесов осуществлена на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 23.12.2011 N 789-р-П, которое не отменено и не признано в установленном порядке недействительным. Данные о задолженности, переданной от Северо-Западной базы Центру охраны лесов, указанные в передаточном акте и разделительных балансах, соответствуют данным, содержащимся в представленной Северо-Западной базой в Фонд отчетности.
Указание Управление в отзыве на апелляционную жалобу на то, что возможность передачи обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты внебюджетных фондов не предусмотрена действующим законодательством, противоречит положениям пункта 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
Апелляционная инстанция принимает во внимание, что во исполнение определения суда от 21.12.2012 сторонами подготовлен акт сверки задолженности по страховым взносам и пени по состоянию на 23.01.2012. Названный акт составлен на основании передаточного акта N 2 от 29.06.2012 (с приложением N 4), разделительного баланса ГУ РК "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" и вступительного баланса ГБУ "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов".
Указанный акт составлен на основании сверки сведений, указанных в разделительных балансах, передаточном акте и представленной в Фонд Северо-Западной базой отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно акту сверки расчётов от 23.01.2013 Центру охраны лесов от Северо-Западной базы передана недоимка по взносам в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу 14% за 2 квартал 2012 года по состоянию на 01.06.2012 в сумме 588 967 руб. 10 коп., в том числе за апрель 2012 года в сумме 271 856 руб., за май 2012 года - в сумме 317 111 руб. 10 коп. За Северо-Западной базой остается задолженность по взносам в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за май-июнь 2012 года в сумме 270 723 руб. 90 коп. и по пеням за несвоевременную уплату взносов по дополнительному тарифу 14% в сумме 27 844 руб. 26 коп.
Таким образом, указание подателя жалобы на то, что размер задолженности не подтвержден, противоречит материалам дела.
При данных обстоятельствах, суд правомерно взыскал недоимку по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии, за второй квартал 2012 года в сумме 588 967 руб. 10 коп. с Центра охраны лесов, а задолженность по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии, за второй квартал 2012 года в сумме 270 723 руб. 90 коп. и задолженность по пеням, начисленным за несвоевременную уплату названных взносов в сумме 27 844 руб. 26 коп. подлежит взысканию с Северо-Западной базы.
Так же не является основанием для отказа во взыскании взносов за спорный период то обстоятельство, что Центр охраны лесов не имеет на своем балансе воздушного транспорта и не включен в перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, так как материалами дела подтверждено, что спорные суммы задолженности переданы ответчику по передаточному акту, одновременно с включением в его штат семи летчиков-наблюдателей, которые до реорганизации являлись работниками Северо-Западной базы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу пункта 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу, направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
На основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 названной статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1, 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах Управление правомерно и обоснованно обратилось в арбитражный суд с заявлением, требование о взыскании с ответчиков взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии, за полугодие 2012 года и пеней в общей сумме 887 535 руб. 26 коп. подлежит удовлетворению в полном объёме.
Апелляционная инстанция так же отмечает, что Обязанность по уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и пеням возникла у Учреждения (правопреемника) как плательщика страховых взносов и недостаточное финансирование Учреждения не освобождает его от обязанности производить соответствующие выплаты.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2013 по делу N А26-7765/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7765/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов", ГУ Республики Карелия "Северо-западная база авиационной охраны лесов"