01 ноября 2013 г. |
Дело N А05-7825/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Блиновой Л.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 29.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.04.2013 (судья Макаревич И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Носач Е.В.) по делу N А05-7825/2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Котлас", место нахождения: Архангельская область, город Котлас, площадь Советов, дом 3, ОГРН 1062904000026 (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) 1 300 000 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением Овчинникову Александру Петровичу однокомнатной квартиры N 19 в доме N 16 по улице Мелентьева в городе Котласе.
Решением суда первой инстанции от 09.07.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 1 300 000 руб. убытков.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.09.2012 указанное решение отменено. Истцу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.2012 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Определениями суда от 22.01.2013 и от 06.02.2013 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Минфин области) и Министерства труда и социального развития Архангельской области (далее - Минтруда).
Решением суда первой инстанции от 23.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.07.2013, убытки в размере 1 300 000 руб. в пользу Администрации взысканы с Архангельской области в лице Минтруда за счет средств казны Архангельской области. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Минтруда просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Податель жалобы полагает, что судами двух инстанций неправильно применены нормы материального права, что повлекло неверное определение размера ответственности Архангельской области по рассматриваемому полномочию, переданному Российской Федерацией.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, что не противоречит части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Котласского городского суда Архангельской области от 17.01.2012 по делу N 2-211 удовлетворены исковые требования Дуловой Е.П., действующей в интересах недееспособного Овчинникова А.П., о предоставлении инвалиду жилого помещения вне очереди.
На Администрацию возложена обязанность вне очереди предоставить Овчинникову А.П. по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям города Котласа, отвечающее санитарным и техническим нормам жилое помещение, находящееся в черте города Котласа (поселок Вычегодский), в виде отдельной квартиры, с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 24 кв. м.
Квартира подлежит предоставлению Овчинникову А.П. как лицу, страдающему психическим заболеванием, включенным в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан с ним в одной квартире.
Во исполнение решения Котласского городского суда Архангельской области на основании постановления Администрации от 23.05.2012 N 1710 Овчинникову А.П. на условиях договора социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: город Котлас, улица Мелентьева, дом 16, квартира 19, общей площадью 39,3 кв. м, на состав семьи - 1 человек.
Между муниципальным образованием "Котлас" и Овчинниковым А.П. в лице его опекуна Дуловой Е.П. 31.05.2012 заключен договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.
Согласно выполненному оценщиком Максименко Т.П. отчету от 31.05.2012 N 131/Н-12 рыночная стоимость указанной квартиры - 1 300 000 руб.
Ссылаясь на то, что в результате предоставления квартиры инвалиду Овчинникову А.П. Администрация понесла убытки в размере ее стоимости, которые не компенсированы, орган местного самоуправления обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав за Администрацией право на компенсацию убытков, удовлетворил иск за счет казны Архангельской области.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению в силу следующего.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Закона.
Часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации содержит положения о том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила N 614).
Согласно пункту 2 Правил N 614 финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
При этом пунктом 3 Правил N 614 предусмотрено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Согласно положениям пункта 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Как следует из приложения 28 (таблица 18) Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", бюджету Архангельской области на 2012 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) и Законом N 181-ФЗ, распределено субвенций в размере 36 015 600 руб.
Согласно таблице 23 приложения 30 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2011 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о ветеранах и Законом N 181-ФЗ, Архангельской области выделено 27 767,0 тыс. руб.
В силу пункта 5 Правил N 614 форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил N 614 установлено, что ответственность за несоблюдение этих Правил и недостоверность представляемых в Минфин РФ, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации сведений возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Администрацией Архангельской области постановлением от 02.04.2007 N 58-па в соответствии со статьей 23.2 Закона о ветеранах, статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Архангельской области, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) (далее - субсидия), либо предоставления в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма.
На основании пункта 8 Порядка субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в том числе инвалидам, для приобретения ими жилого помещения.
Согласно пунктами 12, 14 Порядка отделение социальной защиты населения формирует на каждого гражданина, указанного в пунктах 6 и 7 Порядка, нуждающегося в улучшении жилищных условий, личное дело, а также формирует регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Минтруда на основании указанных регистров формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из времени постановки граждан на учет (пункт 16 Порядка).
Как предусмотрено пунктом 18 Порядка, Минтруда на основании регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии.
Вступившим в законную силу решением Котласского городского суда от 17.01.2012 по делу N 2-211 установлено, что Овчинников А.П. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17.07.2003 как имеющий право на безвозмездную субсидию за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья по категории "Инвалид". Следовательно, он подлежал включению в соответствующий регистр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судами двух инстанций установлено, что из отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01.01.2012 следует, что остаток на начало отчетного периода у Архангельской области составлял 19 560 000 руб., остаток на конец отчетного периода у субъекта Российской Федерации составлял 24 047 600 руб. По состоянию на 01.01.2013 остаток средств субвенций выделенных Архангельской области составлял 28 534 900 руб. В 2013 году перечислено 43 635 600 руб.
На основании статьи 24 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" не использованные по состоянию на 01.01.2012 остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций (за исключением субвенций на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших на учет до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), субсидий (за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации), иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2012 года.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, Российская Федерация исполнила взятые на себя обязательства в полном объеме.
Поскольку Законом N 181-ФЗ полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а Администрация, выполнив обязанность по предоставлению жилого помещения Овчинникову А.П., не получила от субъекта Российской Федерации компенсации стоимости квартиры, суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворили иск в полном объеме, взыскав в пользу Администрации с Архангельской области в лице Минтруда за счет средств казны Архангельской области убытки в размере 1 300 000 руб.
Доказательств, опровергающих сумму понесенных убытков Администрацией, не представлено.
Между тем, в соответствии с Положением о Минфине области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 217-пп, Минфин области осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета (подпункт 3 пункта 10), осуществление исполнения судебных актов по искам к казне Архангельской области (подпункт 45 пункта 8).
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, надлежащим лицом, представляющим интересы ответчика в рамках рассматриваемых правоотношений, является Минфин области.
В связи с этим принятые по делу судебные акты подлежат изменению в части указания органа, выступающего в качестве представителя публично-правового образования.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по делу N А05-7825/2012 изменить, изложив первый абзац резолютивной части решения суда первой инстанции в следующей редакции:
"Взыскать в пользу администрации муниципального образования "Котлас" с Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558) за счет средств казны Архангельской области 1 300 000 руб. убытков."
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.