14 июня 2007 г. |
Дело N А56-41426/2006 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Абакумовой И.Д., Корпусовой О.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу Нущик А.А. (доверенность от 25.12.2006 N 03/017453),
рассмотрев 14.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2007 (судья Цурбина С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2007 по делу N А56-41426/2006 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Готика" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившееся в неначислении Обществу процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за сентябрь 2003 года и обязании Инспекции начислить 68 401 руб. 67 коп. процентов за невозврат НДС по экспорту за сентябрь 2003 года и направлении заключения на исполнение в орган федерального казначейства.
Решением суда первой инстанции от 18.01.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2007, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами положений статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, пункт 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержит норм, обязывающих налоговый орган произвести начисление процентов за нарушение сроков возмещения НДС.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Общество о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за сентябрь 2003 года, заявление о возврате налога и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, согласно которым налогоплательщику подлежал возмещению НДС в сумме 615 000 руб.
По результатам камеральной проверки Инспекция вынесла решение от 28.04.2004 N 12-11/86, которым отказала Обществу в возмещении 615 000 руб. НДС по ставке 0% за сентябрь 2003 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2004 по делу N А56-29571/2004, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2005 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.05.2005, решение Инспекции от 28.04.2004N 12-11/86 признано недействительным. Суд обязал Инспекцию возвратить Обществу 615 000 руб. НДС.
Налоговый орган 08.04.2005 составил заключение N 722 о возврате Обществу 615 000 руб. НДС.
Фактически возврат Обществу 615 000 руб. НДС произведен налоговым органом 27.04.2005 без начисления процентов.
Кассационная инстанция считает, что, подтвердив право Общества на получение процентов и признав бездействие налогового органа незаконным, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Согласно положениям пункта 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 названного Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае отсутствия у налогоплательщика недоимки и пеней по НДС, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по НДС и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Возврат налога осуществляется органами федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Максимальный срок может быть равен трем месяцам со дня подачи декларации с необходимыми документами плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
Если сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ, нарушены, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ проценты подлежат начислению при нарушении совокупности сроков, определенных этим пунктом для налоговых органов и органов федерального казначейства.
В данном случае, как установлено судебными инстанциями, заявление по возврату налога представлено Обществом в налоговый орган 20.09.2003, возврат налога произведен 27.04.2005, то есть просрочка возврата налога составила 308 дней за период с 01.06.2004 по 08.04.2004, сумма процентов - 68 401 руб. 67 коп.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, и с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. До получения этого заявления у инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению, и проценты за просрочку возврата налога начислению не подлежат.
Аналогичная правовая позиция по данному вопросу содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2004 N 5351/04, от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05.
Признание судом недействительным бездействия Инспекции - непринятия решения о возмещении налогоплательщику налога из бюджета - и возложение на налоговый орган обязанности возместить сумму налога путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести законное и обоснованное решение в установленный срок, следствием чего является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств.
В силу положений пункта 3 статьи 176 НК РФ налогоплательщик вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
Таким образом, признание судебными инстанциями незаконным бездействия налогового органа по начислению процентов и обязании налогового органа выплатить проценты правомерно и обоснованно.
Фактически доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что в суде кассационной инстанции не допускается.
Таким образом, дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
С налогового органа в доход федерального бюджета России подлежит взысканию 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, поскольку с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи изменением налогового законодательства и признанием утратившим силу пункта 5 статьи 333.40 НК РФ (пункт 47 статьи 2 и пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2007 по делу N А56-41426/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.