28 ноября 2013 г. |
Дело N А56-72632/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Управление торговли Западного военного округа" Шутовой Э.Н. (доверенность от 12.08.2013 N 116),
рассмотрев 26.11.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управление торговли Западного военного округа" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 по делу N А56-72632/2012 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Сомова Е.А.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) (место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. 9-е Апреля, д. 32а, ОГРН 1023900588690, далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Управление торговли Западного военного округа" (место нахождения: 194021, Санкт-Петербурга, пр. Непокоренных, д. 6/1, ОГРН 1097847204795, далее - Общество) 27 764 руб. финансовых санкций.
Решением суда первой инстанции от 03.04.2013 (судья Соколова С.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 29.07.2013 решение суда от 03.04.2013 отменено и заявление Управления удовлетворено в полном объеме. С Общества в пользу Управления взысканы финансовые санкции в сумме 27 764 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить принятое по делу постановление и отказать в удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не применил закон, подлежащий применению, а именно: часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статью 106, пункт 6 статьи 108, статью 109 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 4.7 и 4.8 Технологии приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, утвержденной приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.02.2010 N 19. Общество также указывает, что выводы апелляционного суда не подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Управление провело камеральную проверку представленных Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (далее - сведения), за четвертый квартал 2011 года.
В ходе проверки установлено, что в нарушение положений статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения за четвертый квартал 2011 года представлены Обществом несвоевременно: при установленном сроке - 15.02.2012 фактически необходимые сведения отправлены по телекоммуникационным каналам связи 17.02.2012.
По результатам камеральной проверки Управлением составлен акт от 03.04.2012 N 117 и принято решение от 10.05.2012 N 307/01 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 27 764 руб. за несвоевременное представление сведений.
Во исполнение решения Обществу выставлено требование от 08.06.2012 N 307/01 об уплате штрафа в срок до 08.07.2012.
В связи с неисполнением Обществом требования об уплате штрафа Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением от 03.04.2013 суд отказал Управлению в удовлетворении заявленных требований, указав, что Общество своевременно представило предусмотренные законодательством сведения.
Апелляционный суд отменил решение и удовлетворил заявленные требования. При этом апелляционный суд пришел к выводу о нарушении Обществом установленного срока представления сведений за 4 квартал 2011 года.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, выслушав участвующего в деле представителя Общества и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в ПФР в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Отчетными периодами представления страхователем в территориальный орган ПФР сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета являются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (абзац 13 статьи 1 Закона N 27-ФЗ).
Индивидуальные сведения представляются не позднее пятнадцатого числа второго месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и пункт 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Рассматривая дело, суд первой инстанции сослался на нормы законодательства, регулирующего правоотношения в сфере обязательного социального страхования. Руководствуясь данными нормами, суд установил, что факт своевременного направления Обществом сведений за четвертый квартал 2011 года подтверждается квитанцией Управления о получении отчета, дата и время получения письма: 2012-02-15, 15:34:18 (лист дела 55). Суд также принял во внимание письмо общества с ограниченной ответственностью "Электронная подпись" от 20.02.2012 N 1846, которое подтверждает факт отправки Обществом 15.02.2011 сведений за четвертый квартал 2011 года. В названном письме также содержится информация о том, что из-за технических неполадок при доставке часть файлов оказалась повреждена и не была принята Управлением, в связи с чем страхователь повторно отправил отчетность 17.02.2012.
Отменяя решение суда, апелляционная инстанция со ссылкой на скриншот компьютерной базы данных ресурса полученных документов установила факт направления Обществом сведений за четвертый квартал 2011 года 17.02.2012, то есть с нарушением установленного срока.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов об установленных ими обстоятельствах дела недостаточно обоснованными.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" утверждены "Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - Технология) и "Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - Протокол), подлежащие применению в рассматриваемом деле.
В силу раздела 7 Технологии страхователь после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
Страхователь в течение 2 рабочих дней с момента отправки документа получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее;
- в течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР;
- отправляет в орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола. Протокол контроля, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняется в архиве.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Если страхователь не получил от органа ПФР в установленное время квитанцию о доставке сведений или протокол контроля сведений, он заявляет органу ПФР о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений.
В случае возникновения технических сбоев на стороне органа ПФР страхователь через свою организацию получит сообщение об ошибке.
Специалисты территориального органа ПФР соблюдают следующий порядок:
В течение 24 часов с момента поступления сведений на рабочее место специалиста территориального органа ПФР выполняются следующие действия:
- проверяется подлинность ЭЦП страхователя;
- отправляется квитанция о доставке сведений.
В течение трех рабочих дней с момента поступления сведений на рабочее место специалиста территориального органа ПФР выполняются следующие действия:
- сведения проверяются программами ПФР, результатом работы которых являются соответствующие протоколы контроля;
- протоколы контроля заверяются ЭЦП органа ПФР;
- протоколы контроля сведений о застрахованных лицах отправляются в адрес страхователя подписанными ЭЦП и в зашифрованном виде.
Сведения о застрахованных лицах и протоколы контроля, подписанные ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняются в хранилище ПФР.
Таким образом, нормативными документами ПФР регламентирована как процедура представления сведений, так и их подтверждения.
Представленный Управлением в материалы дела скриншот компьютерной базы данных реестра полученных документов содержит сведения об отправке Обществом сведений как 15.02.2012, так и 17.02.2012. При этом Общество настаивает, что сведения за четвертый квартал 2011 года представлены им именно 15.02.2012, в подтверждение чего ссылается на квитанцию о получении отчета ПФР. Вместе с тем, указанная квитанция не содержит сведений о том, какие документы и за какой отчетный период получены ПФР.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить имеющиеся противоречия в части даты представления Обществом сведений за четвертый квартал 2011 года, предложить сторонам представить дополнительные доказательства, подтверждающие (опровергающие) факт своевременного представления сведений в соответствии с нормами Технологии и Протокола.
В силу части 1 статьи 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов.
Согласно статье 42 Закона N 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, содержится в части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ. В силу пункта 4 части 1 названной статьи к ним отнесены любые обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
Частью 2 статьи 43 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Закона, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: 1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Из содержания названных норм следует, что при решении вопроса о привлечении лица к ответственности орган контроля за уплатой страховых взносов не должен ограничиваться установлением только факта нарушения (в данном случае срока представления сведений).
Довод Общества о том, что спорные сведения своевременно не получены Управлением в связи с техническими неполадками при их доставке, подлежит оценке судом для решения вопроса о наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из совокупного толкования названных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность страхователя обстоятельства в силу прямого указания закона.
В данном случае из решения Управления не усматривается, что при его вынесении руководитель устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность Общества за совершение правонарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость соблюдения при привлечении лица к ответственности установленных статьей 19 (часть 1) и статьей 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности ответственности конституционно значимым целям. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
При новом рассмотрении дела суду в случае установления факта несвоевременного представления Обществом сведений следует проверить наличие обстоятельств, как исключающих применение ответственности за совершенное правонарушение, так и смягчающих ее.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить судебные акты полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из данных правомочий, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 по делу N А56-72632/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.