23 августа 2012 г. |
Дело N А13-15396/2011 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Совместного Предприятия "СканБус" Шкакина М.Л. (доверенность от 13.08.2011), от Вологодской таможни Наумовой И.Л. (доверенность от 10.01.2011 N 02-31/63),
рассмотрев 21.08.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Совместного Предприятия "СканБус" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.02.2012 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А13-15396/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Совместное Предприятие "СканБус", место нахождения: 162600, Вологодская область, город Череповец, улица Металлургов, дом 21, ОГРН 1053500225217 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Вологодской таможни, место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, Петрозаводская улица, дом 3, ОГРН 1033500051188 (далее - Таможня), по отказу в снятии таможенных ограничений; об обязании устранить незаконные препятствия для Общества путем принятия решения о снятии таможенного ограничения в паспорте транспортного средства от 22.07.2005 серии 35 ТМ N 329484.
Решением суда первой инстанции от 22.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.05.2012, в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные решение и постановление, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что положения части 2 статьи 366 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и части 1 статьи 370 ТК ТС имеют обратную силу применительно к статусу товара, выпуск которого был разрешен до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество 20.07.2005 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации 10204050/200705/0003986 автобус "VOLVO", N YV31RFI1NA004759, в качестве вклада иностранного участника в уставный капитал Общества. В отношении ввезенного товара был заявлен таможенный режим выпуска для внутреннего потребления.
При таможенном оформлении ввозимого автобуса Таможня предоставила Обществу льготу по уплате таможенных платежей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" и произвела условный выпуск автобуса. В паспорт транспортного средства от 22.07.2005 серии 35 ТМ N 329484 внесены таможенные ограничения: пункт 19 - "без права отчуждения третьим лицам".
Общество 23.08.2011 обратилось в Таможню с заявлением, в котором просило снять таможенные ограничения в отношении ввезенного автобуса "VOLVO".
В письме от 19.10.2011 N 02-16/9027 Таможня со ссылкой на статьи 366 и 370 ТК ТС отказала Обществу в снятии таможенных ограничений, указав, что пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом "для внутреннего потребления" до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, не истек и ограничение по пользованию и распоряжению указанным автобусом прекращает свое действие 01.07.2015.
Считая указанные действия таможенного органа незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении заявления Общества, посчитав, что у Таможни отсутствовали правовые основания для принятия решения о снятии таможенного ограничения в отношении условно выпущенного транспортного средства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, оценив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Общество в качестве вклада в свой уставный капитал в 2005 году ввезло на таможенную территорию России автобус "VOLVO", N YV31RFI1NA004759, который выпущен Таможней условно в соответствии с таможенным режимом "выпуск для внутреннего потребления".
Таможня отказала Обществу в снятии таможенного ограничения по распоряжению условно выпущенным транспортным средством. В ответе от 19.10.2011 на обращение Общества таможенный орган сослался на положения Таможенного кодекса Таможенного союза.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 8 ТК ТС, письмо Федеральной таможенной службы от 29.06.2010 N 01-11/31847).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 96 ТК ТС при ввозе на территорию Таможенного союза условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза. При этом условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 5 статьи 200 ТК ТС).
В случае прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. В связи с этим они утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем, - декларант вправе свободно ими распоряжаться без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов.
В статье 211 ТК ТС определены вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях, установленных статьей 80 ТК ТС, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за товары - до их выпуска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При этом положения относительно возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, ранее не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Из пункта 2 статьи 366 ТК ТС следует, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, названным Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 370 ТК ТС, товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу означенного Кодекса, в том числе под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
Таким образом, пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом для внутреннего потребления до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться начиная с 01.07.2010, а не с даты условного выпуска, так как ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации. При этом повторный выпуск товара не осуществляется и статус товара не меняется. Общество также не лишено права до истечения указанного срока заявить об изменении таможенного режима в отношении ввезенного транспортного средства.
В данном случае транспортное средство ввезено в качестве вклада в уставный капитал Общества и условно выпущено в 2005 году в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов, что сопряжено с ограничением распоряжения им. Поэтому в силу статьи 211 ТК ТС в отношении указанного транспортного средства не истекли сроки нахождения его под таможенным контролем. Следовательно, таможенный орган обоснованно отказал заявителю в снятии таможенных ограничений в отношении ввезенного до 01.07.2010 транспортного средства.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, не установив нарушения прав заявителя, обоснованно отказали ему в удовлетворении заявленного требования, правильно применив положения статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и статей 211, 366, 368 и 370 ТК ТС.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Процессуальных оснований для изменения либо отмены судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.02.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 по делу N А13-15396/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Совместного Предприятия "СканБус" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.