12 декабря 2013 г. |
Дело N А56-11954/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бухарцева С.Н., Любченко И.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Славянка" Баженовой Е.Н. (доверенность от 16.05.2013 N 771), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 19.03.2013),
рассмотрев 11.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2013 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 (судьи Семенова А.Б., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-11954/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка", место нахождения: Москва, Суворовская площадь, дом 2, строение 3; основной государственный регистрационный номер 1097746264219 (далее - Общество, ОАО "Славянка"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 88-90, литера А; основной государственный регистрационный номер 1037867000115 (далее - ГЖИ, Инспекция), от 13.02.2013 N 393/13 о привлечении Общества к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 273-70) в виде взыскания 250 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.09.2013, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об отмене оспариваемого постановления Инспекции. Податель жалобы указывает на то, что в материалах дела, помимо протокола от 01.02.2013 N 0179 об административном правонарушении, отсутствуют какие-либо доказательства совершения вменяемых нарушений. При этом Общество считает, что представленные в материалы дела фотоматериалы являются ненадлежащими доказательствами по делу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ГЖИ просил отказать в ее удовлетворении, считая судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 14.12.2012 Инспекция в целях соблюдения Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила N 1334), провела проверку хода выполнения работ по очистке кровель и дворовых территорий от снега, санитарного и технического состояния контейнерных площадок в домах, управляемых ОАО "Славянка" (филиал "Ленинградский"), расположенных по адресам: Санкт-Петербург, поселок Хвойный, дома 11-15, 31-39, 66, 90-93 и 119.
Проверка проводилась в присутствии начальника РЭР N 03 филиала "Ленинский" ОАО "Славянка".
По результатам проверки ГЖИ составила акт от 14.12.2012 N 01/479 с приложением фотоматериалов, в котором зафиксировано, что:
- не произведен вывоз снега по адресам: поселок Хвойный, дома 66, 31, 32, 13, 91, 14, 90, 92, 119, 15, 37, 36, 38, 93, 11, 39, 12, 33 и 34 (нарушение требований пунктов 5.10 и 5.11 Правил N 1334);
- для предотвращения падения наледи не произведена очистка козырьков и крыш от наледей, снега по адресам: поселок Хвойный, дома 66, 31, 32, 13, 91, 14, 90, 92, 119, 15, 37, 36, 38, 93, 11, 39, 12, 33 и 34 (нарушение требований пункта 5.13 Правил N 1334);
- допущено сдвигание снега к стенам здания, а именно не произведена уборка снега от стен здания по адресам: поселок Хвойный, дома 66, 31, 32, 13, 14, 90, 92, 119, 15, 37, 36, 93, 11, 39 и 33 (нарушение требований пункта 5.15.2);
- допущено складирование снега на газонах и в зоне зеленых насаждений, вывоз снега не произведен по адресу: поселок Хвойный, дом 31 (нарушение пунктов 5.10, 5.15 и 5.15.1 Правил N 1334);
- на контейнерной площадке не произведен вывоз крупногабаритного мусора по адресу: поселок Хвойный, дом 34 (нарушение требований пункта 7.3 Правил N 1334).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ОАО "Славянка" в присутствии его представителя протокола об административном правонарушении от 01.02.2013 N 01/479, действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 23 Закона СПб N 273-70.
На основании материалов административного дела заместитель начальника Инспекции вынес постановление от 13.02.2013 по делу об административном правонарушении N 393/13 о привлечении ОАО "Славянка" к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона СПб N 273-70 в виде штрафа в размере 250 000 руб. за нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования, признав доказанным состав вменяемого Обществу правонарушения. При этом суды не установили совершения Инспекцией процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 273-70 нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
При этом в силу пункта 2.1. Правил N 1334 объектами благоустройства являются, в том числе фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, ставни, водосточные трубы, наружные антенные устройства и радиоэлектронные средства, светильники, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов и лестничных клеток.
В разделе 1 Правил N 1334 определено, что данные Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории Санкт-Петербурга.
Пунктом 5.1 Правил N 1334 предусмотрено, что с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
В силу пункта 5.2 Правил N 1334 зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований. Зимняя уборка предусматривает дополнительные требования по уборке в установленный период времени и не снимает с хозяйствующих субъектов обязанности производить уборку территорий объектов от мусора, иных загрязнений.
Удаление гололеда и скользкости производится путем обработки покрытий тротуаров и проезжей части автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий противогололедными материалами (пункт 5.2.1 Правил N 1334).
Удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения в специально оборудованных местах (пункт 5.2.2 Правил N 1334).
В соответствии с пунктом 5.3 Правил N 1334 сгребание и подметание снега с тротуаров и проезжей части улиц и автомобильных дорог начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м.
Согласно пункту 5.7 Правил N 1334 снег, очищаемый с пешеходных территорий, а также с проездов, тротуаров на дворовых, внутриквартальных территориях, складируется на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высотой и шириной более 1 м, обеспечивается его вывоз.
В соответствии с пунктом 5.10 Правил N 1334 погрузка и вывоз снега начинаются после формирования снежного вала и производятся круглосуточно до полного удаления снега. Сроки вывоза снега из прилотковой зоны, обеспечивающие безопасное движение транспорта и пешеходов, устанавливаются Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга.
Вывоз снега производится на снегоприемные пункты, снегоплавильные камеры, шахты на коллекторах глубокого залегания, места временного складирования снега, передвижные снегоплавильные установки (пункт 5.11 Правил N 1334).
В силу пункта 5.13 Правил N 1334 для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.
Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ.
Сброшенные с крыш и иных поверхностей объектов снег и наледь формируются владельцами объектов в снежные валы в прилотковой зоне в соответствии с требованиями пункта 5.6 названных Правил. Вывоз снега и наледи производится в течение 24 часов владельцами этих объектов или иными автотранспортными организациями на основе заключенных договоров. Владельцы объектов, производящие сброс снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на очищенные объекты улично-дорожной сети (тротуары и проезжую часть), должны обеспечивать зачистку до асфальта территорий, на которые сбрасывается снег, в течение трех часов после сброса снега.
Согласно пункту 5.15.2 Правил N 1334 при производстве зимней уборки запрещается сдвигание снега к стенам зданий и сооружений.
Согласно пункту 5.15 Правил N 1334 при производстве зимней уборки запрещается складирование (сброс) снега после скалывания льда на тротуарах, контейнерных площадках, а также на газонах и в зоне зеленых насаждений (при отсутствии согласования с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга), в канализационные колодцы, городские акватории, на трассах тепловых сетей (подпункт 5.15.1) и сдвигание снега к стенам зданий и сооружений (подпункт 5.15.2).
В силу пункта 7.3 Правил N 1334 сбор крупногабаритных отходов и строительных отходов осуществляется на специально отведенных площадках или в специально оборудованных контейнерах.
Управление многоквартирными домами, в которых зафиксированы нарушения вышеназванных Правил, осуществляет ОАО "Славянка".
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Таким образом, именно на Общество возложена обязанность по уборке соответствующей территории, очистке кровли зданий, карнизов, водостоков от снега, наледи и сосулек, очистке дворовых территорий от снега, а также недопущению сдвигания снега к стенам зданий и сооружений и складирования его на газонах и в зоне зеленых насаждений.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт нарушения Обществом правил уборки, обеспечения чистоты и порядка в зимний период на находящейся в его управлении территории.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом достаточных мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "Славянка" состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Довод подателя жалобы о том, что в материалах дела, помимо протокола от 01.02.2013 N 0179 об административном правонарушении, отсутствуют какие-либо доказательства совершения вменяемых нарушений, является несостоятельным. Суды исследовали и оценили все представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт проверки от 14.12.2012 N 01/479 с приложением фотоматериалов, в которых зафиксированы выявленные нарушения. Следует отметить, что акт проверки от 14.12.2012 N 01/479 и протокол об административном правонарушении от 01.02.2013 N 01/479 подписаны полномочными представителями заявителя без каких-либо возражений и представления документальных доказательств, опровергающих установленные Инспекцией нарушения Правил N 1334.
При этом кассационная инстанция отклоняет довод Общества о том, что имеющиеся в деле фотоматериалы являются ненадлежащими доказательствами. Данный вид доказательств исследован и оценен судами двух инстанций в совокупности с другими материалами.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А56-11954/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.