11 декабря 2013 г. |
Дело N А05-13774/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев 04.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.2013 (судья Шперлинг М.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А05-13774/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Северянка", место нахождения: 163051, г. Архангельск, ул. Гагарина, д. 46, ОГРН 1022900545491 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр.1, ОГРН 1027700485757 (далее - Учреждение), об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 1510 кв.м с кадастровым номером 29:22:040713:27, расположенного по адресу: г. Архангельск, Троицкий пр., д. 190, равной его рыночной стоимости в размере 3 759 000 руб.; об обязании Учреждения внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Город Архангельск" в лице мэрии города Архангельска, место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. В.И.Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521 (далее - Мэрия).
Мэрия заявила о привлечении ее к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора, и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:040713:27 равной его рыночной стоимости в размере 7 614 000 руб.
Определением от 15.05.2013 суд первой инстанции привлек Мэрию к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Мэрия в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнила исковые требования и просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 7 654 000 руб.
Общество также уточнило исковые требования и просило установить с 01.01.2013 кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 1 345 000 руб., возложить на Учреждение обязанность внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Решением от 28.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.09.2013, в исках Общества и Мэрии отказано.
В кассационной жалобе Мэрия, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, ее требование удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11); у судов отсутствовали основания для применения к спорным правоотношениям статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) об установлении рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; рыночная стоимость спорного земельного участка должна определяться на момент рассмотрения спора.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на основании договора аренды от 04.09.2009 N 1/751 (о) предоставлен земельный участок площадью 1510 кв.м с кадастровым номером 29:22:040713:27, расположенный по адресу: г. Архангельск, Троицкий пр., д. 190, собственником которого является муниципальное образование "Город Архангельск" (свидетельство о государственной регистрации права от 02.11.2006 серии 29 АК N 120731).
Согласно кадастровому паспорту от 27.04.2009 N 2900/201/09-4609 спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - для эксплуатации нежилого здания; кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 8 377 374 руб. 30 коп.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель Архангельской области по состоянию на 05.06.2012, по результатам которой кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка установлена с 01.01.2013 в размере 1 347 569 руб. 30 коп.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости и применяются с 01.01.2013.
По итогам независимой оценки стоимости названного земельного участка, выполненной обществом с ограниченной ответственностью "Проф-эксперт" по заданию Общества и представленной в отчете от 31.05.2013 N 016-13рс, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:040713:27 определена по состоянию на 05.06.2012 в размере 1 345 000 руб.
По итогам независимой оценки стоимости спорного земельного участка, выполненной обществом с ограниченной ответственностью "Финансовая экспертиза" по заданию Мэрии на основании муниципального контракта от 18.06.2013 N 52 и представленной в отчете от 20.06.2013 N 103, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:040713:27 определена по состоянию на 18.06.2013 в размере 7 654 000 руб.
Общество и Мэрия, считая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что права Общества утвержденной Постановлением N 595-пп кадастровой стоимостью земельного участка не нарушены; Мэрия не представила доказательств несоответствия кадастровой стоимости спорного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее - Кадастр).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно правилам названного пункта установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В Постановлении N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Закон N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка, должна устанавливаться на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указали суды, Мэрия не представила доказательств несоответствия кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной на более позднюю дату, ущемит права истца.
Кассационная инстанция находит выводы судов соответствующими нормам земельного законодательства.
Доводы жалобы отклоняются кассационной инстанцией как основанные на неверном толковании норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А05-13774/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Архангельска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.