23 декабря 2013 г. |
Дело N А13-14384/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Афиногеева Д.В. (доверенность от 28.12.2012 N 414-д),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.04.2013 (судья Попова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А13-14384/2012,
установил:
Администрация города Вологды, место нахождения: 160035, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886 (далее - Теруправление Росимущества в Санкт-Петербурге), федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения", место нахождения: 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9, ОГРН 1027810241502 (далее - Университет), о признании отсутствующими права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Университета на нежилые помещения 27-36 площадью 155,9 кв. м, расположенные на первом этаже (лит. А2) двухэтажного кирпичного здания лыжной базы по адресу: г. Вологда, Молодежная ул., стадион "Локомотив".
Теруправление Росимущества в Санкт-Петербурге обратилось к Администрации со встречным иском о признании отсутствующим права собственности муниципального образования "Город Вологда" на все сооружение-комплекс стадион "Локомотив", а также права муниципальной собственности на данное сооружение-комплекс в части нежилых помещений 27-36 площадью 155,9 кв. м (лит. А2), находящихся на первом этаже здания лыжной базы (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра), открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295 (далее - Общество), Департамент имущественных отношений Вологодской области, место нахождения: 160009, Вологодская обл., г. Вологда, Предтеченская ул., д. 72, ОГРН 1033500036998 (далее - Департамент), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, место нахождения: 160035, Вологодская обл., г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1103525003900 (далее - Теруправление Росимущества в Вологодской области), муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа по зимним видам спорта", место нахождения: 160023, г. Вологда, Молодежная ул., д. 26, ОГРН 1023500900170 (далее - Школа).
Решением от 17.04.2013 в удовлетворении первоначального иска Администрации отказано; встречный иск удовлетворен частично: признано отсутствующим право собственности муниципального образования "Город Вологда" на сооружение-комплекс стадион "Локомотив" в части нежилых помещений 27-36 общей площадью 155,9 кв. м, находящихся на первом этаже (лит. А2) двухэтажного кирпичного здания лыжной базы по адресу: г. Вологда, Молодежная ул., стадион "Локомотив"; в удовлетворении остальной части встречного иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 данное решение оставлено без изменения.
Администрация в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение единообразия судебной практики по толкованию и применению норм права. По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что Администрация является добросовестным приобретателем всего сооружения-комплекса по сделке купли-продажи, требований о признании недействительной которой не заявлялось; на момент регистрации права собственности Российской Федерации на помещения имелось зарегистрированное право собственности Общества на весь стадион; спорный объект как относящийся к имуществу предприятия был законно передан в уставный капитал Общества.
В судебном заседании представитель Теруправления Росимущества в Санкт-Петербурге против удовлетворения жалобы возражал, считая принятые судами решение и постановление правильными.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании сводного передаточного акта от 30.09.2003, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, за Обществом зарегистрировано право собственности на сооружение-комплекс стадион "Локомотив", включающий здания и сооружения, в том числе двухэтажное кирпичное здание лыжной базы общей площадью 1159,4 кв. м, по адресу: г. Вологда, Молодежная ул., д. 26, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.03.2004 серии 35-АА N 213308.
В то же время 09.11.2006 на нежилые помещения 27-36 площадью 155,9 кв. м, расположенные на первом этаже (лит. А2) двухэтажного кирпичного здания лыжной базы по адресу: г. Вологда, Молодежная ул., стадион "Локомотив", на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а 24.06.2008 на основании договора от 03.04.2006 N 19 о порядке использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления (с приложениями), - право оперативного управления федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Вологодский техникум железнодорожного транспорта" (далее - Техникум) (свидетельства о государственной регистрации права от 09.11.2006 серии 35 СК N 150338 и от 24.06.2008 серии 35-СК N 428137 соответственно).
В дальнейшем на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 417-р о реорганизации учебных заведений и передаточного акта от 01.04.2009 на те же помещения зарегистрировано право оперативного управления Университета (свидетельство о государственной регистрации права от 13.07.2010 серии 35-СК N 823394).
Общество (поставщик) и Администрация (заказчик) заключили муниципальный контракт от 22.06.2010 N 35 на приобретение комплекса спортивных сооружений - сооружения-комплекса стадион "Локомотив", а также земельного участка общей площадью 66 128 кв. м и сооружения-комплекса электроснабжения стадиона "Локомотив", расположенных по названному выше адресу, за 25 000 000 руб. По акту приема-передачи от 23.06.2010 имущество передано заказчику.
На основании данного муниципального контракта 29.07.2010 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Вологда" на сооружение-комплекс стадион "Локомотив", что подтверждается повторным свидетельством о государственной регистрации права от 05.08.2010 серии 35-СК N 823663, выданным в связи с исправлением технической ошибки взамен свидетельства от 29.07.2010 серии 35-СК N 823464. Впоследствии данный объект закреплен на праве оперативного управления за Школой.
Администрация, ссылаясь на то, что помещения 27-36, расположенные на первом этаже (лит. А2) двухэтажного кирпичного здания лыжной базы, приобретены Администрацией в составе стадиона "Локомотив" по муниципальному контракту и не принадлежат Российской Федерации на праве собственности, а Университету - на праве оперативного управления, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В свою очередь, Теруправление Росимущества в Санкт-Петербурге, ссылаясь на то, что названные помещения с 1971 года находились в оперативном управлении Техникума и право оперативного управления не прекращалось, на момент заключения муниципального контракта в отношении помещений имелось зарегистрированное право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Техникума, в связи с чем контракт в части передачи помещений в муниципальную собственность является ничтожным, а сооружение-комплекс стадион "Локомотив" при заключении муниципального контракта подлежал разделу с целью выделения спорных помещений, предъявило встречный иск.
Как установлено судами в процессе рассмотрения дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, спорные нежилые помещения 27-36 площадью 155,9 кв. м фактически используются Университетом в целях обеспечения его уставной деятельности, то есть находятся в фактическом владении Университета.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суды пришли к выводу, что право оперативного управления в отношении спорных помещений возникло у Техникума (правопредшественника Университета), являвшегося государственным образовательным учреждением федеральной собственности, на основании решения собственника, принятого уполномоченным органом; Техникум владел помещениями с 1971 года; ввиду сохранения организационно-правовой формы Техникума как федерального образовательного учреждения находящиеся в его оперативном управлении помещения не могли быть включены в состав имущества, подлежащего передаче Обществу в процессе приватизации.
Поскольку помещения фактически не изымались ни из владения, ни из оперативного управления Техникума, они не поступили во владение Общества и не могли быть переданы им во владение Администрации при исполнении муниципального контракта от 22.06.2010 N 35, на момент заключения которого к тому же имелось зарегистрированное право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Техникума на данные помещения.
С учетом изложенного суды правомерно посчитали муниципальный контракт ничтожным в части передачи права собственности на указанные помещения, в связи с чем право муниципальной собственности на данные помещения на основании муниципального контракта не возникло.
Предметом настоящего спора являются нежилые помещения, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Университета и одновременно в составе сооружения-комплекса стадиона "Локомотив" - право собственности муниципального образования "Город Вологда". Таким образом, на одно и то же имущество зарегистрировано право собственности за разными лицами.
Поскольку помещения находятся во владении Российской Федерации, осуществляемом посредством использования в деятельности Университета, и, следовательно, для восстановления своих правомочий у Российской Федерации нет необходимости в истребовании имущества, Теруправление Росимущества в Санкт-Петербурге обоснованно воспользовалось способом оспаривания зарегистрированного права муниципальной собственности, указанным в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, путем признания отсутствующим зарегистрированного права муниципального образования "Город Вологда" в соответствующей части.
В то же время для Администрации избранный ею способ защиты в данном случае нельзя признать надлежащим, поскольку по смыслу статей 209, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в совокупности и с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 58 постановления от 29.04.2010 N 10/22, права лица, считающего себя собственником спорного имущества, но не владеющего им, могут быть восстановлены только по результатам рассмотрения виндикационного иска.
С учетом изложенного выводы судов об отказе в иске Администрации и о признании отсутствующим права собственности муниципального образования "Город Вологда" на сооружение-комплекс стадион "Локомотив" в части нежилых помещений 27-36 общей площадью 155,9 кв. м являются правильными.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном понимании подлежащих применению в совокупности положений гражданского законодательства об основаниях возникновения, содержании и способах защиты права собственности.
Ссылка Администрации на то, что она является добросовестным приобретателем имущества, подлежит отклонению как не имеющая правового значения для разрешения спора с учетом предмета заявленных требований, а также установленных судами обстоятельств наличия на момент заключения муниципального контракта зарегистрированного права собственности Российской Федерации и права оперативного управления учреждения.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи с чем они должны быть оставлены в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу N А13-14384/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку помещения находятся во владении Российской Федерации, осуществляемом посредством использования в деятельности Университета, и, следовательно, для восстановления своих правомочий у Российской Федерации нет необходимости в истребовании имущества, Теруправление Росимущества в Санкт-Петербурге обоснованно воспользовалось способом оспаривания зарегистрированного права муниципальной собственности, указанным в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, путем признания отсутствующим зарегистрированного права муниципального образования "Город Вологда" в соответствующей части.
В то же время для Администрации избранный ею способ защиты в данном случае нельзя признать надлежащим, поскольку по смыслу статей 209, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в совокупности и с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 58 постановления от 29.04.2010 N 10/22, права лица, считающего себя собственником спорного имущества, но не владеющего им, могут быть восстановлены только по результатам рассмотрения виндикационного иска."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2013 г. N Ф07-8307/13 по делу N А13-14384/2012