17 января 2014 г. |
Дело N А56-19767/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б.,
при участии от государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный торгово-экономический лицей N 148 Санкт-Петербурга Кудрявцева Д.Л. (доверенность от 01.04.2013 N 226),
рассмотрев 15.01.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный торгово-экономический лицей N 148 Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2013 (судья Рогова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 (судьи Зотеева Л.В., Семенова А.Б., Шульга Л.А.) по делу N А56-19767/2013,
установил:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный торгово-экономический лицей N 148 Санкт-Петербурга, место нахождения: Санкт-Петербург, поселок Стрельна, Театральная аллея, дом 19, литера А; основной государственный регистрационный номер 1027808915276 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 25.03.2013 по делу N 94-421/13, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: Санкт-Петербург, 4-я линия Васильевского острова, дом 13, литера А; основной государственный регистрационный номер 1027809242933 (далее - УФАС, Управление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
- общество с ограниченной ответственностью "ВИРА", место нахождения: Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 9-11, литера К, помещение 20Н; основной государственный регистрационный номер 1127847093406 (далее - ООО "ВИРА");
- общество с ограниченной ответственностью "Ключ Строй Консалтинг", место нахождения: Санкт-Петербург, улица Маршала Говорова, дом 29, литера А; основной государственный регистрационный номер 1027811073410 (далее - ООО "КСК");
- общество с ограниченной ответственностью "ЕВРОСТРОЙ", место нахождения: Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 148, офис 25; основной государственный регистрационный номер 1037835015052 (далее - ООО "ЕВРОСТРОЙ");
- закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", место нахождения: Москва, улица Новослободская, дом 24, строение 2; основной государственный регистрационный номер 1027707000441 (далее - ЗАО "Сбербанк АСТ").
Решением суда первой инстанции от 10.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.10.2013, в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 10.07.2013 и постановление от 11.10.2013 и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с выводами судов о необоснованном отклонении им двух заявок участников аукциона, поскольку указанные в этих заявках сведения о местонахождении юридических лиц - участников аукциона - не соответствовали действительности. В подтверждение своей позиции Учреждение ссылается на получение информации от компетентных органов.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
УФАС и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 04.02.2013 Учреждение разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение N 0372200100013000005 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение ремонтных работ в ГБОУ НПО Профессиональный торгово-экономический лицей N 148 Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, поселок Стрельна, Театральная аллея, дом 21, литера А, для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2013 году.
В ходе проведения аукционной процедуры Учреждением было выявлено, что две организации - участники аукциона (ООО "ВИРА" и ООО "КСК") указали в своих заявках недостоверные сведения о своем местонахождении.
В результате, при рассмотрении вторых частей заявок данных организаций их заявки были отклонены на основании несоответствия документов, представленных в составе второй части заявки требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, а именно: в связи с отсутствием сведений об адресе их местонахождения (протокол подведения итогов аукциона N 0372200100013000005-3 от 15.03.2013).
Не согласившись с действиями аукционной комиссии Учреждения при размещении государственного заказа, ООО "ВИРА" и ООО "КСК" обратились с соответствующими жалобами в антимонопольный орган.
Решением УФАС от 25.03.2013 по делу N 94-421/13 жалобы ООО "ВИРА" и ООО "КСК" признаны обоснованными. Антимонопольный орган признал в действиях аукционной комиссии Учреждения нарушение части 7 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), выразившееся в принятии решения о несоответствии заявок ООО "ВИРА" и ООО "КСК" требованиям аукционной документации по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ, а также нарушение части 8 статьи 41.11 названного Закона в части указания в протоколе подведения итогов аукциона от 15.03.2013 N 0372200100013000005-3 ненадлежащего обоснования отклонения заявок ООО "ВИРА" и ООО "КСК".
На основании данного решения Управление выдало предписание от 25.03.2013 по делу N 94-421/13, в соответствии с которым Учреждению предписано устранить нарушения путем отмены протокола подведения итогов аукциона N 0372200100013000005-3 от 15.03.2013 и повторного проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием антимонопольного органа, Учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований Учреждения, не усмотрев у него законных оснований для отклонения заявок ООО "ВИРА" и ООО "КСК" от участия в аукционе.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Учреждения.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (статья 5 Закона N 94-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
По смыслу части 1 статьи 41.1 Закона N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном главой 3.1 названного Закона.
Согласно части 1 и пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 названного Закона, и содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 указанного Закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, сведения о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица).
На основании части 2 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены данной статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку на участие в открытом аукционе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в случае непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 названного Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 41.4 названного Федерального закона, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Согласно части 7 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается.
Пунктом 3.3.3.1 документации об аукционе в электронной форме предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать сведения и документы, в том числе фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика (том 1, листы дела 36-37),
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что заявка ООО "КСК" содержала следующие сведения относительно его местонахождения: юридический адрес - 198097, Санкт-Петербург, улица Маршала Говорова, дом 29, литера А; почтовый адрес - 194044, Санкт-Петербург, улица Александра Матросова, дом 1. Эти сведения соответствовали представленной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 05.04.2012 N 73114В-2/2012 (том 2, лист дела 6).
Заявка ООО "ВИРА" содержала следующие сведения о юридическом и почтовом адресе (местонахождении организации): 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 9-11, литера К, офис 215. Эти сведения соответствовали представленной выписке из ЕГРЮЛ от 10.07.2012 N 146898В-1/2012 (том 2, лист дела 45).
Таким образом, вторые части заявок названных юридических лиц содержали сведения об их местонахождении, предусмотренные пунктом 1 части 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ.
При этом суды двух инстанций признали необоснованным довод заявителя относительно недостоверности указанных в этих заявках сведений о местонахождении, что, как следует из материалов дела, послужило основанием для отклонения спорных заявок.
Так, из материалов дела следует, что с целью проверки достоверности сведений, представленных участниками размещения заказа в составе вторых частей заявок, Учреждение направило запросы в компетентные органы.
Согласно ответу УМВД по Центральному району города Санкт-Петербурга от 15.03.2013 ООО "ВИРА" не находится по адресу, указанному в заявке на участие в аукционе. В ответе из УМВД по Кировскому району города Санкт-Петербурга от 15.03.2013 указано, что ООО "КСК" расположено в здании по адресу: Санкт-Петербург, улица Маршала Говорова, дом 29, литера А, но при этом в соответствии с договором аренды занимает не все здание в доме 29, литера А, а отдельное помещение площадью 10,1 квадратных метра, имеющее номер 27.
Полученная из УМВД информация позволила аукционной комиссии заказчика сделать вывод о том, что ООО "ВИРА" и ООО "КСК" в составе вторых частей заявок на участие в аукционе представили недостоверные сведения об адресе своего фактического местонахождения.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ.
Суды установили, что представленные ООО "ВИРА" и ООО "КСК" выписки из ЕГРЮЛ содержат необходимые сведения относительно местонахождения этих организаций. Данные сведения не противоречат учредительным документам названных юридических лиц.
Как правильно указали суды двух инстанций, в целях применения Закона N 94-ФЗ сам по себе факт не обнаружения УМВД по Центральному району города Санкт-Петербурга организации ООО "ВИРА" по адресу, указанному в ее учредительных документах, не свидетельствует о недостоверности данных сведений о месте регистрации данного общества. Наличие у ООО "КСК" договора аренды лишь на часть здания, указанного в качестве адреса места нахождения, также не является основанием для признания сведений об адресе места нахождения недостоверными.
Таким образом, заявителем не доказано, что сведения о местонахождении, указанные ООО "ВИРА" и ООО "КСК" в составе своих заявок в соостветствии с ЕГРЮЛ, являются недостоверными.
При этом Законом N 94-ФЗ не предусмотрено, что указанные в составе заявки сведения из ЕГРЮЛ относительно местонахождения участника аукциона подлежат дополнительной проверке. В данном случае при подаче своих заявок участники размещения заказа обязаны соблюсти требования, в том числе, предусмотренные пунктом 1 части 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ относительно указания сведения об их местонахождении. Соответственно, обязанностью аукционной комиссии является проверка наличия данных сведений и их достоверности, что подтверждается соответствующими документами (ЕГРЮЛ, учредительные документы). Основания для проведения заказчиком дополнительных проверок (в том числе с привлечением иных лиц) достоверности сведений, уже подтвержденных надлежащими документами, в рассматриваемом случае отсутствовали. Заявителем также не приводятся мотивы, послужившие в данном случае основанием для таких проверок.
Кроме того, суды пришли к правильному выводу, что в нарушение части 8 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 15.03.2013 не содержал надлежащего обоснования отклонения заявок ООО "ВИРА" и ООО "КСК" и признания данных заявок не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, согласившись с решением Управления и в этой части.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы Учреждения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 по делу N А56-19767/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный торгово-экономический лицей N 148 Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования Профессиональный торгово-экономический лицей N 148 Санкт-Петербурга (место нахождения: Санкт-Петербург, поселок Стрельна, Театральная аллея, дом 19, литера А; основной государственный регистрационный номер 1027808915276) в лице плательщика Путятина Дмитрия Олеговича из федерального бюджета 1000 руб. излишне
уплаченной госпошлины по чеку-ордеру ОАО "Сбербанк России" от 01.11.2013 (операция 2192010756) по кассационной жалобе.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.