23 января 2014 г. |
Дело N А13-12902/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Боголюбовой Е.В., Нефедовой О.Ю.,
с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Бутовой Р.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гуляевой О.Н. (доверенность от 17.09.2012) и Чащиной О.А. (доверенность от 17.09.2012), от открытого акционерного общества "Северсталь" Серебряковой М.А. (доверенность от 07.11.2011),
рассмотрев 16.01.2014 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Вологодской области, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.07.2013 (судья Кургин А.Ф.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 (судьи Носач Е.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-12902/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД"), в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу "Северсталь", место нахождения: 162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Мира, д. 30, ОГРН 1023501236901 (далее - ОАО "Северсталь"), о взыскании 4 489 083 руб. 68 коп., в том числе 3 310 653 руб. 08 коп. платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время нахождения вагонов на пути необщего пользования либо за время ожидания на станции назначения, за время задержки в пути следования и 1 178 430 руб. 60 коп. платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Решением от 15.07.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.10.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ОАО "Северсталь" просит отменить указанные решение и постановление как принятые по неполно выясненным обстоятельствам дела с неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы, ОАО "РЖД" не вправе требовать взыскания платы за пользование инфраструктурой, поскольку договором от 21.10.2011 N 4-28 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Северсталь" по станциям Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги (далее - Договор) внесение перевозчику такой платы за пользование собственными и арендованными вагонами, а также ее размер прямо не предусмотрены; плата за пользование инфраструктурой является самостоятельным видом платы, который истец не вправе устанавливать договором. Кроме того, ОАО "РЖД" не доказало наличия у него права пользования спорными вагонами на основании договора аренды, а также размер взыскиваемой платы, поскольку акты общей формы и накопительные ведомости составлены с нарушением требований Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и не позволяют определить период задержки.
В отзыве ОАО "РЖД" просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Северсталь" - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "Северсталь" поддержал доводы жалобы, а представители ОАО "РЖД" возражали против ее удовлетворения, считая доводы ответчика противоречащими сложившейся судебной практике применения спорных норм и направленными на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчиком) и ОАО "Северсталь" (владельцем) 21.10.2011 заключен Договор, по условиям которого сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на железнодорожные пути общего пользования N 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 станции Череповец-2 Северной железной дороги и железнодорожные пути общего пользования N 4, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 парка приема станции Кошта Северной железной дороги. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой их по местам погрузки, выгрузки (параграф 4).
Согласно параграфу 12.2 Договора зачисление на ответственность владельца вагонов с таможенными грузами производится через 30 минут после уведомления его перевозчиком о завершении перевозчиком процедуры таможенного транзита и передачи владельцу натурального листа на сформированную группу вагонов, готовую к передаче на путь необщего пользования. Плата за время нахождения вагонов с таможенными грузами при проведении перевозчиком маневровых операций в зоне таможенного контроля по подборке их в отдельную группу не начисляется.
Параграфом 15.1 Договора установлены следующие платежи, подлежащие перечислению владельцем перевозчику:
а) за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время нахождения вагонов на пути необщего пользования либо за время ожидания на станции назначения подачи или приема и за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2;
б) за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания на станции назначения подачи или приема и за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика, в размере 0,1 МРОТ за каждый вагон за один час; 1 МРОТ равен 100 руб.;
Основанием для начисления платы является невыполнение владельцем одного из следующих условий:
- невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца;
- отказ владельца от приемки вагонов, в том числе порожних, не принадлежащих перевозчику;
в) за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" в размере 0,1 МРОТ за каждый вагон за один час (1 МРОТ равен 100 руб.) за время нахождения свыше 2 часов на путях общего пользования станции Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги вагонов, не принадлежащих перевозчику, после наступления интервала сдачи по причине ожидания владельцем уборки вагонов. Задержка уборки вагонов с путей общего пользования оформляется актом общей формы, служащим основанием для начисления платы за использование инфраструктуры ОАО "РЖД";
г) за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Кошта, необходимое для устранения причин, послуживших основанием для неприема перевозчиком вагонов, либо за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании возврата на путь необщего пользования для устранения причин, послужившим основанием для неприема перевозчиком вагонов, либо за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании возврата на путь необщего пользования для устранения причин, послужившим основанием для неприема вагонов перевозчиком, владелец уплачивает перевозчику плату:
- за пользование вагонами, принадлежащим перевозчику, по ставкам, установленным в таблице 9 Тарифного руководства N 2;
- за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику, в размере 0,1 МРОТ за каждый час нахождения одного вагона в инфраструктуре ОАО "РЖД" (1 МРОТ равен 100 руб.).
Основанием для начисления платы является акт общей формы, составленный в соответствии с параграфом 13 Договора.
Установлено, что в феврале - мае 2012 года по причинам, зависящим от ОАО "Северсталь", имели место многочисленные случаи задержки вагонов на станционных путях в "брошенных" поездах, что подтверждено накопительными ведомостями формы ФДУ-92 и актами общей формы ГУ-23 ВЦ.
Перевозчик начислил ОАО "Северсталь" 3 310 653 руб. 08 коп. платы за пользование привлеченными ОАО "РЖД" вагонами в "брошенных" поездах в соответствии с подпунктом "а" пункта 15.1 параграфа 15 Договора - за время ожидания на станции назначения подачи или приема вагонов и за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2.
Плата, начисленная ОАО "Северсталь" по подпункту "б" пункта 15.1 параграфа 15 Договора за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания на станции назначения подачи или приема и за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика, за спорный период составила 1 178 430 руб. 60 коп.
Общий размер платы за пользование вагонами в "брошенных" поездах составил 4 489 083 руб. 68 коп.
ОАО "РЖД" направило ОАО "Северсталь" претензию об уплате указанной суммы, а затем обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, правомерно руководствуясь следующим.
Основные условия и порядок взаимодействия грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования и перевозчика определены положениями Устава.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также в статье 39 Устава предусмотрено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Имеющимися в деле актами общей формы и накопительными ведомостями формы ФДУ-92 подтверждаются факты задержки в феврале - мае 2012 года вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций Кошта и Череповец-2 в "брошенных" поездах по причинам, зависящим от ОАО "Северсталь", - ввиду их неприема ответчиком.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 10.03.2009 N 14391/08, плата за пользование вагонами может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
Размер спорной платы за пользование на путях необщего пользования вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", и инфраструктурой истца за время нахождения на путях общего пользования согласован сторонами в пункте 15.1 параграфа 15 Договора.
Суд не принимает возражение ответчика о том, что плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, и плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта являются различными видами платежей, из которых только плата за пользование вагонов может быть установлена договором.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями. При этом в силу части 1 статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Как видно из материалов дела, в подпункте "а" пункта 15.1 параграфа 15 Договора стороны предусмотрели плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время простоя по причинам, зависящим от владельца, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2. При этом, как правильно указали суды, Тарифное руководство N 2 использовалось истцом в целях определения размера платы как договорного условия. Подпунктом "б" пункта 5.1 предусмотрена плата за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания на станции назначения по причинам, не зависящим от перевозчика, а подпунктом "в" этого пункта - за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения их на путях общего пользования за каждый вагон за один час.
Из совокупного анализа условий Договора следует, что плату за пользование вагонами, указанную в подпунктах "б" и "в", стороны назвали платой за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами. Одновременно в параграфе 17 Договора "Брошенные поезда" стороны согласовали плату за пользование оставленными на участках составами.
Договор подписан сторонами без разногласий, в судебном порядке не оспорен.
Следовательно, ОАО "РЖД" правомерно истребовало от ОАО "Северсталь" плату, начисленную на каждый не принадлежащий перевозчику вагон, согласно расчету, приложенному к исковому заявлению.
Возражения ответчика, приведенные им и в кассационной жалобе, относительно ненадлежащего составления истцом актов общей формы (что, как полагает ОАО "Северсталь", не позволяет достоверно установить период задержки вагонов) и об отсутствии доказательств принадлежности спорных вагонов истцу на праве аренды, получили надлежащую оценку судов и были ими обоснованно отклонены.
Согласно имеющемуся в деле договору от 26.01.2012 N 18, заключенному ОАО "РЖД" с открытым акционерным обществом "Вторая грузовая компания" (далее - ОАО "ВГК"), истец в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 до 31.12.2012 арендовал вагоны, принадлежащие ОАО "ВГК" (вагоны собственные привлеченные).
Начисление ОАО "РЖД" в соответствии с Тарифным руководством N 2 платы за пользование арендованными вагонами как за вагоны общего парка, как это предписывает приказ Федеральной службы по тарифам от 27.12.2011 N 444-т/4, которым утвержден порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных полувагонах, установлен судом и не оспаривается ОАО "Северсталь".
Довод подателя жалобы о необоснованном принятии судом апелляционной инстанции данного договора не принимается. Как разъяснено в абзаце 5 пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления апелляционного суда.
В данном случае ОАО "Северсталь" не оспаривает достоверность дополнительного доказательства, представленного истцом в суд апелляционной инстанции; ответчик не был лишен процессуальной возможности участвовать в его исследовании и оценке, заявлять соответствующие возражения по нему, его позиция была рассмотрена и оценена судом.
В силу части первой статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Абзацем вторым пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России) от 18.06.2003 N 26, предусмотрено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами в "брошенных" поездах, задержанных в пути следования, является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов и нарушение срока доставки (статья 39 Устава).
Судами установлено, что задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций Кошта и Череповец-2 по причинам, не зависящим от перевозчика, подтверждаются ведомостями подачи-уборки вагонов и актами общей формы, которые являются документами, удостоверяющими факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях. Согласно протоколам совместных совещаний и телефонограммам - уведомлениям о "бросании" поездов истец в соответствии с пунктом 17.1 Договора извещал ответчика о "бросании" поездов.
Суды оценили представленные ОАО "РЖД" акты общей формы и пришли к выводу об их соответствии требованиям, установленным пунктом 3.4 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС России от 18.06.2003 N 45), наличии необходимых сведений о причинах, времени начала и окончания задержки вагонов, позволяющих определить период простоя и начислить плату в соответствии с Договором. Выводы судов соответствуют материалам дела и переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.07.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 по делу N А13-12902/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.