04 февраля 2014 г. |
Дело N А66-4653/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А.,
при участии от Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ткаченко И.В. (доверенность от 30.12.2013),
рассмотрев 04.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.08.2013 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-4653/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт" (место нахождения: город Тверь, улица Новоторжская, дом 6; ОГРН 1026900510647; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление), выразившихся в отказе исключить площадку Торопецкой нефтебазы из государственного реестра опасных производственных объектов, а также о возложении на Управление обязанности исключить из государственного реестра опасных производственных объектов площадку указанной нефтебазы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "НТБ-Виктория" (далее - ООО "НТБ-Виктория").
Решением суда первой инстанции от 19.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.11.2013, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, действия Управления правомерны, поскольку исключение площадки нефтебазы из государственного реестра опасных производственных объектов в связи с ее продажей Обществом третьему лицу повлечет бесконтрольную эксплуатацию данного объекта.
В судебном заседании представитель Управления доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество являлось владельцем площадки Торопецкой нефтебазы, внесенной 31.07.2002 в реестр опасных производственных объектов, регистрационный номер А05-10671-031.
Согласно договору купли-продажи от 18.12.2012 N 9 объекты недвижимости, расположенные по адресу: Тверская область, город Торопец, Чистовский тракт, дом 19, в том числе - площадка нефтебазы, приобретены у Общества (продавец) ООО "НТБ-Виктория" (покупатель).
Договор зарегистрирован в установленном порядке 15.01.2013, недвижимое имущество передано покупателю по акту от 27.12.2012.
Общество подало заявление в Управление об исключении данной нефтебазы из государственного реестра опасных производственных объектов (поступило в Управление 29.01.2013).
Письмом от 15.02.2013 N 07-16/1117 Управление возвратило представленные документы, указав, что при смене владельца опасного производственного объекта его исключение из государственного реестра осуществляется после регистрации этого объекта в государственном реестре в составе опасных производственных объектов нового владельца.
Общество оспорило действия Управления, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования исходя из того, что смена владельца опасного производственного объекта является основанием для снятия объекта с учета опасных производственных объектов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Постановлением от 24.11.1998 N 1371 Правительство Российской Федерации утвердило Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Правила).
Пунктом 5 указанного постановления предусмотрена обязанность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, эксплуатирующих опасные производственные объекты, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Согласно пункту 7 Правил исключение объекта из государственного реестра производится в случаях: ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации; утраты объектом признаков опасности; изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов, требований к идентификации опасных производственных объектов.
Как предусмотрено пунктом 10 Правил, утверждение требований к регистрации объектов в государственном реестре и к ведению этого реестра обеспечивает в пределах своих полномочий Ростехнадзор.
Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Административный регламент).
В силу пункта 41.1 Административного регламента при смене владельца опасного производственного объекта, зарегистрированного в государственном реестре, специалистом регистрирующего органа первоначально осуществляются действия по регистрации такого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в составе опасных производственных объектов нового владельца, а затем действия по его исключению из состава опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов, его прежним владельцем.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства ликвидации Торопецкой нефтебазы, выведения ее из эксплуатации, либо утраты ею признаков опасности, а также подачи новым владельцем заявления в Управление о регистрации данного объекта в государственном реестре в составе опасных производственных объектов ООО "НТБ-Виктория".
Таким образом, удовлетворение заявленных требований Общества означает нарушение не только пункта 41.1 Регламента, но и пункта 7 Правил.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения судами требований Общества не имеется, а обжалуемые судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права и подлежат отмене.
Ссылка судов на пункт 23.3.1 Административного регламента ошибочна, так как согласно данному пункту опасный производственный объект исключается из государственного реестра в связи с изменениями, в результате которых у него не стало признаков опасности или самого объекта.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.08.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А66-4653/2013 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.