10 февраля 2014 г. |
Дело N А13-294/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 10.02.2014 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента финансов Вологодской области и Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.07.2013 (судья Виноградова Т.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 (судьи Романова А.В., Носач Е.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-294/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансАвто", место нахождения: 160019, г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 135, ОГРН 1073525014881 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному образованию "Город Вологда" в лице администрации города Вологды о взыскании 2 677 683 руб. 12 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан при проезде на транспорте.
Определением от 18.04.2013 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов), Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов), Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил исковые требования до 1 691 940 руб. 46 коп., составляющие затраты, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте (внутрирайонные маршруты), из них: 1 653 443 руб. 37 коп. по областным льготникам, 38 497 руб. 09 коп. по федеральным льготникам.
Решением суда первой инстанции от 10.07.2013 (с учетом определений от 15.07.2013 и 13.08.2013 об исправлении опечаток) иск удовлетворен частично. С Вологодской области в лице Департамента финансов за счет казны субъекта Российской Федерации Вологодской области в пользу Общества взыскано 1 653 443 руб. 37 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте; с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 38 497 руб. 09 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте. В иске к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды, Администрации города Вологды и Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.10.2013 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения иска к Российской Федерации и в этой части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, обязанность по перечислению денежных средств из бюджета одного уровня бюджету другого уровня не может затрагивать права и интересы транспортных компаний, которые, являясь коммерческими организациями, не участвуют в межбюджетных правоотношениях; перечисление межбюджетных трансфертов свидетельствует лишь о наличии бюджетных правоотношений между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, а не о наличии обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями по возмещению убытков, возникших в связи с перевозкой граждан на льготных условиях.
В кассационной жалобе Департамент финансов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили законодательство при определении затрат перевозчиков.
В отзыве на кассационные жалобы Общество просит жалобы отклонить.
В отзыве на кассационные жалобы Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды просит обжалуемые судебные акты оставить в силе.
До начала судебного заседания от Департамента финансов поступило ходатайство с просьбой отложить рассмотрение кассационных жалоб в связи с занятостью его представителя в другом судебном процессе.
Рассмотрев заявленное ходатайство, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для отложения судебного заседания, поскольку занятость представителя юридического лица в другом судебном процессе не может быть признана уважительной причиной неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, - организации, в связи с чем ходатайство отклонено.
Участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является коммерческой организацией, осуществляющей перевозку пассажиров автобусами городского, пригородного и внутрирайонного сообщения в городе Вологде и Вологодском районе.
Департамент городского хозяйства администрации города Вологды и Общество заключили договор от 02.06.2008 на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
Согласно пункту 1.1 названного договора Общество предоставляет проезд по единым именным льготным месячным проездным билетам (далее - ЕИЛМПБ) отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2.1 договора, а Департамент городского хозяйства администрации города Вологды возмещает Обществу расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
Ссылаясь на то, что расходы по предоставлению названных выше льгот не возмещены в полном размере, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, проверив расчет Общества и признав за ним право на компенсацию убытков, удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1704-ОЗ) лица, указанные в пунктах 1-3 статьи 1 указанного закона, имеют право на приобретение по месту жительства ЕИЛМПБ стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Лицам, указанным в пунктах 4-31 статьи 1 Закона N 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.
В силу статьи 6 Закона Вологодской области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию.
Порядок предоставления и расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется правительством области, в части осуществления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области - с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области.
Постановлением правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 утвержден Порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по ЕИЛМПБ, согласно которому транспортными организациями ежемесячно в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области представляется отчет о затратах при предоставлении проезда по единому проездному билету отдельным категориям граждан, установленным статьей 1 Закона N 1704-ОЗ.
Обществом представлен расчет недополученных доходов за спорный период.
Суд первой инстанции, проверив расчет, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Согласно пункту 19 данного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований Общества.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.07.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 по делу N А13-294/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы Департамента финансов Вологодской области и Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.