12 февраля 2014 г. |
Дело N А66-1455/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от Гончарова Дмитрия Викторовича представителя Розова И.И. (доверенность от 27.02.2013), от Контрольно-счетной палаты Тверской области Максимовой О.Н. (доверенность от 29.04.2013 N 277), от Министерства экономического развития Тверской области Матвеева А.В. (доверенность от 28.01.2014 N 237/01-07), Морозовой О.В. (доверенность от 12.03.2013 N 1085/05-07),
рассмотрев 10.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гончарова Дмитрия Викторовича на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А66-1455/2013,
установил:
Индивидуальный предприниматель Гончаров Дмитрий Викторович (ОГРНИП 304690115400160) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Министерства экономического развития Тверской области (далее - Министерство), выразившихся в перерасчете предпринимателю размера субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по полученному кредиту по договору от 07.04.2008 N 119/08 об открытии невозобновляемой кредитной линии, заключенному между предпринимателем и открытым акционерным обществом "Сбербанк России" (далее - Сбербанк), исходя из ставки рефинансирования 7,75 процента годовых и в перечислении субсидии в меньшем размере, чем это предусмотрено представленными предпринимателем ответчику расчетами субсидии, произведенными исходя из ставки рефинансирования 11 процентов годовых, и о возложении на Министерство обязанности перечислять предпринимателю за счет средств областного бюджета Тверской области субсидию на возмещение затрат на уплату процентов по полученному кредиту исходя из ставки рефинансирования 11 процентов годовых (за период с 21.11.2010 по 20.05.2013 в размере 689 894 руб. 39 коп.).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Тверской области (далее - КСП).
Решением суда от 20.06.2013 (судья Романова Е.В.) требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 названное решение суда первой инстанции отменено в части возложения на Министерство обязанности перечислить предпринимателю за счет средств областного бюджета Тверской области 689 894 руб. 39 коп. субсидии по возмещению затрат на уплату процентов по полученному кредиту исходя из ставки рефинансирования 11 процентов годовых за период с 21.11.2010 по 20.05.2013.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В остальной части решение суда от 20.06.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство и КСП просят отказать в ее удовлетворении и оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании кассационной инстанцией объявлялся перерыв до 13 час. 50 мин. 10.02.2014.
Предприниматель направил в суд кассационной инстанции ходатайство о приостановлении производства по данному делу, до рассмотрения арбитражным судом дела о признании недействительным распоряжения Правительства Тверской области от 20.08.2013 N 408-рп.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения названного ходатайства в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд приостанавливает производство по делу, в том числе, и в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом.
В настоящем случае такие основания отсутствуют.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы, а представители КСП и Министерства возражали против удовлетворения жалобы по доводам, приведенным в отзывах на нее.
В судебное заседание после объявления перерыва представитель предпринимателя не явился.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами на основании материалов дела, между предпринимателем и Сбербанком 07.04.2008 заключен кредитный договор N 119/08 на сумму 98 000 000 руб. для финансирования строительства базы отдыха, включая затраты на строительно-монтажные работы и прочие платежи по проекту, на срок до 06.04.2009 с условием о переменной процентной ставке, размер которой определяется в соответствии с пунктом 2.5 договора, максимальное значение которой составляет 15 процентов годовых (далее - кредитный договор). Согласно этому договору предприниматель (заемщик) обязуется возвратить Сбербанку (кредитору) полученный кредит и уплатить проценты за пользование им в размере, в сроки и на условиях этого договора (пункт 1.1).
Как усматривается из пункта 2.5 кредитного договора, процентная ставка по кредиту определена в размере 14 процентов годовых.
Дополнительным соглашением, заключенным заявителем и Сбербанком к этому договору 15.09.2008, процентная ставка за пользование кредитом увеличена с14 до 15,5 процентов годовых.
Постановлением администрации Тверской области от 04.08.2009 N 337-па "О субсидировании из областного бюджета Тверской области процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства Тверской области, и лизинговым договорам" (далее - Постановление N 337-па) утвержден Порядок субсидирования из областного бюджета Тверской области процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства Тверской области (далее - Порядок), пунктом 1.1 которого предусмотрено, что данный Порядок устанавливает цели, условия и порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области в целях возмещения части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам (далее -субсидии).
В соответствии с названным Постановлением на основании распоряжения администрации Тверской области от 24.12.2010 N 1177-ра "О предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области на возмещение затрат на уплату процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства Тверской области, и лизинговым платежам" (далее - распоряжение N 1177-ра) предпринимателю в связи с заключенным кредитным договором предоставлена субсидия на период с 21.11.2010 по 20.11.2013 в размере 2 970 006 руб.
КСП провела проверку использования средств областного бюджета Тверской области. Согласно заключению по результатам названной проверки от 16.07.2012 N 584 выявлено нарушение условий предоставления субсидии предпринимателю, установленных пунктами 2.1 и 2.3 Порядка, а именно - расчет субсидии производился исходя из ставки рефинансирования на дату заключения дополнительного соглашения от 15.09.2008 к кредитному договору (11 процентов), а не на дату заключения дополнительного соглашения от 17.11.2010 к кредитному договору (7,75 процентов).
Министерство произвело перерасчет размера субсидии с учетом ставки рефинансирования 7,75 процентов.
Считая, что у Министерства отсутствовали полномочия на проведение перерасчета размера субсидии, а также на неправильное применение Министерством положений, установленных Порядком, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, исходя из того, что главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области на предоставление субсидий в пределах сумм, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области, является Министерство (разделы 3 и 4 Порядка). Вместе с тем субсидии субъектам предоставляются на основании распоряжения правительства Тверской области (пункты 4.1-4.2 Порядка).
Суд первой инстанции указал, что поскольку данным Порядком не предусмотрено право Министерства производить перерасчет размера субсидии, предоставленной субъекту в соответствии с Постановлением N 337-па, оспариваемые действия ответчика не соответствуют закону.
Апелляционная инстанция согласилась с данным выводом суда первой инстанции.
Суд также возложил на ответчика обязанность перечислить заявителю субсидию за период с 21.11.2010 по 20.05.2013 в размере 689 894 руб. 39 коп.
Вместе с тем, как установил суд апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела, распоряжением Правительства Тверской области от 20.08.2013 N 408-рп "О субсидии из областного бюджета Тверской области в целях возмещения части затрат на уплату процентов по привлеченному кредиту" (далее - Распоряжение N 408-рп) в распоряжение N 1177-ра внесены изменения.
Согласно внесенным изменениям предпринимателю в связи с заключенным кредитным договором предоставлена субсидия на период с 21.11.2010 по 20.11.2013 в размере 2 092 500 руб.
Приняв во внимание названное обстоятельство, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в части обязания ответчика перечислить заявителю субсидию за период с 21.11.2010 по 20.05.2013 в размере 689 894 руб. 39 коп.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Постановлением 337-па утвержден Порядок субсидирования из областного бюджета Тверской области процентных ставок по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.1 названного Порядка, последний устанавливает цели, условия и порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области в целях возмещения части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам.
В силу пункта 1.4 Порядка право на получение субсидии имеют субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", занимающиеся производством (реализацией) товаров, работ и услуг на территории Тверской области.
Согласно пункту 2.1 Порядка субсидии предоставляются по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в валюте Российской Федерации, из расчета 75 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент уплаты процентов субъектом малого и среднего предпринимательства, и не более 75 процентов затрат, фактически произведенных заемщиком на уплату процентов по кредиту.
В случае, если процентная ставка по кредиту ниже 75 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, субсидия предоставляется в размере фактических затрат на уплату процентов.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка расчет размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, связанного с увеличением платы за пользование кредитом, - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору.
В силу пункта 2.3 Порядка субсидированию подлежат затраты субъектов по уплате процентов по привлекаемым кредитам или их части в соответствии с кредитным договором, действующим на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.
В соответствии пунктом 2.4 Порядка субсидии предоставляются субъектам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с кредитной организацией. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются.
Пунктом 3.5 Порядка определен перечень документов, которые субъекты, претендующие на получение субсидий, должный были представить Министерству.
В силу пункта 3.16 Порядка в случае принятия положительного решения Министерство в течение 14 дней со дня получения протокола разрабатывает проект распоряжения Правительства Тверской области о предоставлении субъекту субсидий из областного бюджета Тверской области, в котором указываются получатель субсидии, срок предоставления субсидии, ее расчетный размер, и направляет его в Правительство Тверской области.
Администрацией Тверской области 24.12.2010 принято распоряжение N 1177-ра "О предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства Тверской области и лизинговым платежам".
Согласно данному распоряжению в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 04.08.2009 N 337-па предпринимателю была предоставлена субсидия на период с 21.11.2010 по 20.11.2013 в размере 2 970 006 (два миллиона девятьсот семьдесят тысяч шесть) рублей на основании договора об открытии невозобновляемой кредитной линии между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации и предпринимателем от 07.04.2008 N 119/08.
По заключению контрольно-счетной палаты Тверской области от 16.07.2012 N 584 по итогам проведенной проверки использования средств областного бюджета Тверской области было выявлено нарушение условий предоставления субсидии предпринимателю, установленных пунктов 2.1 и 2.3 Порядка, а именно расчет субсидии производился исходя из ставки рефинансирования на дату заключения дополнительного соглашения от 15.09.2008 к кредитному договору (11%), а не дату заключения дополнительного соглашения от 17.11.2010 к кредитному договору (7,75%).
С целью устранения замечаний КСП Министерством произведен перерасчет размера субсидии с учетом ставки рефинансирования 7,75%.
Суд первой инстанции, указав на наличие единственного дополнительного соглашения об увеличении платы за пользование кредитом от 15.09.2008, признал, что расчет размера субсидии необходимо производить по ставке рефинансирования, действующей на дату заключения дополнительного соглашения, которая составляла 11% годовых.
Как установлено в разделах 3 и 4 Порядка, главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области на предоставление субсидий в пределах сумм, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на реализацию Программы, является Министерство. Перечисление средств субъектам осуществляется Министерством на основании распоряжения правительства Тверской области.
Согласно Приложению N 1 к Постановлению от 04.08.2009 N 337-па, Министерству не предоставлено право в одностороннем порядке производить перерасчет субсидии субъектам, в отношении которых было издано распоряжение Администрации Тверской области о предоставлении субсидии.
Следовательно, оспариваемые действия Министерства не соответствуют вышеуказанным нормам закона и нарушают права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем, как указал суд апелляционной инстанции, Распоряжением N 408-рп в распоряжение N 1177-ра внесены изменения.
Согласно внесенным изменениям предпринимателю в связи с заключенным кредитным договором предоставлена субсидия на период с 21.11.2010 по 20.11.2013 в размере 2 092 500 руб.
Поскольку в рамках данного дела не оценивается правомерность действий иного органа, в полномочия которого входит установление размера субсидии, следует согласиться с выводом апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в части обязания ответчика перечислить заявителю субсидию за период с 21.11.2010 по 20.05.2013 в размере 689 894 руб. 39 коп.
Согласно пункту 3 статьи 7, пункту 5 статьи 8 закона Тверской области от 02.08.2011 N 44-ЗО "О правительстве Тверской области" (далее - Закон N 44-ЗО) к числу полномочий правительства Тверской области относятся, в том числе, организация разработки государственных программ Тверской области, их утверждение, осуществление контроля за их исполнением; обеспечение осуществления контроля за эффективным и целевым использованием средств областного бюджета Тверской области.
В силу части 1 статьи 38 названного Закона, осуществляя свои полномочия, правительство Тверской области издает постановления и распоряжения и обеспечивает их выполнение. Правительство Тверской области осуществляет контроль за исполнением изданных им актов (часть 3 статьи 38 Закона N 44-ЗО).
По мнению предпринимателя, при рассмотрении данного дела распоряжение N 408-рп не может быть принято во внимание, поскольку положения Постановления N 337-па, которыми закреплены полномочия правительства Тверской области на уточнение размера субсидии, на момент вынесения распоряжения N 1177-ра не действовали. Указанные изменения, внесенные в Постановлением N 337-па, вступили в силу после рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением правительства Тверской области от 16.07.2013 N 322-пп "О внесении изменений в постановление администрации Тверской области от 04.08.2009 N 337-па" внесены изменения в Постановление N 337-па.
Постановление N 337-па дополнено пунктами 4.5-1 и 4.5-2, согласно которым предусмотрено право правительства Тверской области уточнять размер субсидии (уменьшить или увеличить ее размер), в том числе и в случаях выявления главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, органом внешнего или внутреннего финансового контроля ошибок арифметического (технического) характера, допущенных при расчете субсидии, а также в результате неправильного применения методики расчета субсидии.
Постановление N 337-па в редакции постановления от 16.07.2013 N 322-пп вступило в силу с 19.07.2013 (дата официального опубликования в газете "Тверская жизнь"), и в данной редакции к рассматриваемым правоотношениям неприменимо.
В то же время, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, по смыслу норм действующего законодательства, регулирующего порядок принятия органами власти нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов, органы власти не лишены возможности в порядке самоконтроля изменить или отменить ранее принятые им акты.
Такое положение закреплено, в частности, статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции имелось распоряжение правительства Тверской области от 20.08.2013 N 408-рп об уменьшении размера субсидии, законность которого не подлежит оценке в рамках рассматриваемого дела, на ответчика не может быть возложена обязанность по перечислению предпринимателю за счет средств областного бюджета Тверской области субсидии в размере 689 894 руб. 39 коп.
Доводы жалобы о неправильном применении апелляционным судом пунктов 2.1-2.4 Порядка получили надлежащую правовую оценку в суде апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами апелляционного суда в этой части.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Ввиду изложенного, обжалуемое постановление следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу N А66-1455/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гончарова Дмитрия Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.