14 февраля 2014 г. |
Дело N А56-22334/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лотерейные технологии" Горского О.И. (генеральный директор, протокол общего собрания от 20.07.2013 N 01/07-13) и Дмитриенко Ю.Ф. (адвокат, доверенность от 01.06.2013), от Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Леусенко Ю.П. (доверенность от 13.01.2014), от Прокуратуры Санкт-Петербурга Жолнеровича А.В. (удостоверение от 09.08.2012),
рассмотрев 10.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лотерейные технологии" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2013 (судья Семенова И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного суда от 22.10.2013 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А56-22334/2013,
установил:
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отзыве следующих разрешений на проведение региональных негосударственных лотерей, выданных обществу с ограниченной ответственностью "Лотерейные технологии", место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Красногвардейский пер., 23, литер А, пом. 1Н, ком. 8, ОГРН 1097847102550 (далее - Общество, ООО "Лотерейные технологии"):
- от 02.11.2011 N 000016 на проведение комбинированной лотереи "ЗЕБРА" в период с 02.11.20011 по 01.11.2016;
- от 02.11.2011 N 000017 на проведение комбинированной лотереи "ЗЕБРА КЕНО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016;
- от 02.11.2011 N 000018 на проведение тиражной лотереи "ЗЕБРА БИНГО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016;
- от 02.11.2011 N 000019 на проведение бестиражной лотереи "БЫСТРОЕ КЕНО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016.
К участию в деле привлечена Прокуратура Санкт-Петербурга (далее - Прокуратура).
Решением от 15.07.2013 суд удовлетворил заявление.
Постановлением от 22.10.2013 апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции в части отзыва разрешения от 02.11.2011 N 000018, выданного Обществу на проведение на территории Санкт-Петербурга региональной негосударственной тиражной лотереи "ЗЕБРА БИНГО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016, а также в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Лотерейные технологии" в доход федерального бюджета 10 000 руб. государственной пошлины, отказав в удовлетворении заявления в указанной части. А в остальной части оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы считает, что проверка в отношении лотерей "БЫСТРОЕ КЕНО", "ЗЕБРА", "ЗЕБРА КЕНО" проведена с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Комитета и Прокуратуры возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании поступившего из Прокуратуры Санкт-Петербурга обращения гражданина Семенова А.А. Комитетом вынесено распоряжение от 14.03.2013 N 264-р о проведении внеплановой выездной проверки Общества, имеющего разрешения на проведение на территории Санкт-Петербурга региональных лотерей, на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации, по результатам которой, с участием генерального директора Общества составлены акт осмотра принадлежащих юридическому лицу оборудования, используемого при проведении лотерей от 20.03.2013, акт проверки от 09.04.2013 N 1, а также получены объяснения генерального директора Горского О.И.
ООО "Лотерейные технологии" имеет следующие разрешения на проведение на территории Санкт-Петербурга региональных негосударственных лотерей:
от 02.11.2011 N 000016 на проведение комбинированной лотереи "ЗЕБРА" в период с 02.11.20011 по 01.11.2016;
от 02.11.2011 N 000017 на проведение комбинированной лотереи "ЗЕБРА КЕНО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016;
от 02.11.2011 N 000018 на проведение тиражной лотереи "ЗЕБРА БИНГО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016;
от 02.11.2011 N 000019 на проведение бестиражной лотереи "БЫСТРОЕ КЕНО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016.
В ходе проверочных мероприятий Комитетом были выявлены следующие нарушения при проведении региональных негосударственных лотерей:
Бестиражная лотерея "БЫСТРОЕ КЕНО":
- розыгрыш призового фонда лотереи осуществляется без выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых знаков, что противоречит части 1 статьи 19 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ), а также является нарушением пунктов 1.15, 4.4, 4.5, 5.2 Условий проведения негосударственной региональной бестиражной лотереи "БЫСТРОЕ КЕНО" (далее - Условия лотереи), что подтверждается актом осмотра принадлежащего юридическому лицу оборудования, используемого при проведении лотерей и места проведения розыгрыша, места распространения лотерейных билетов от 20.03.2013; объяснением генерального директора ООО "Лотерейные технологии" Горского О.И. от 20.03.2013; объяснением участника лотерей Костюк Г.Т. от 20.03.2013; лотерейными билетами "БЫСТРОЕ КЕНО" N 001 0024465, N 051 0022202;
- используются процедуры, позволяющие предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда лотереи до начала такого розыгрыша, что противоречит части 2 статьи 19 Закона N 138-ФЗ;
- в условия лотереи не внесены изменения в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 8 Закона N 138-ФЗ. Фактическая процедура проведения розыгрыша лотерей осуществляется путем использования компьютерного оборудования, пластиковых магнитных карт, предназначенных для самостоятельной проверки лотерейных билетов посетителями лотерейного клуба, использование которых не предусмотрено Условиями лотереи, что подтверждается: актом осмотра принадлежащего юридическому лицу оборудования, используемого при проведении лотерей и места проведения розыгрыша, места распространения лотерейных билетов от 20.03.2013; объяснением генерального директора ООО "Лотерейные технологии" Горского О.И. от 20.03.2013; объяснением консультанта общества с ограниченной ответственностью "К.С.Т." Викторова С.Ю. от 20.03.2013, объяснением участника лотерей Матвеева Д.Н. от 20.03.2013; объяснением участника лотерей Костюк Г.Т. от 20.03.2013;
- отсутствует информация об опубликовании годового отчета за 2011 год о проведении лотереи и результатов обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 9 статьи 20 Закона N 138-ФЗ (соответствующие документы по запросу Комитета от 22.03.2013 N 13/2129 не представлены);
- в пунктах продаж лотерейных билетов размещено и используется оборудование для самостоятельной проверки билетов участниками лотерей, что противоречит пункту 5.1 Условий лотереи, что подтверждается актом осмотра от 20.03.2013; объяснением Викторова С.Ю. от 20.03.2012 - консультанта общества с ограниченной ответственностью "К.СТ.", осуществляющего реализацию лотерейных билетов ООО "Лотерейные технологии" на основании агентского договора от 23.03.2012 N 01/12; объяснениями участников лотерей Матвеева Д.Н. и Костюк Г.Т. от 20.03.2013;
- в нарушение части 2 статьи 20 Закона N 138-ФЗ, раздела 8 Условий лотереи не обеспечено информирование участников лотереи на официальном сайте организатора лотереи www.zebraloto.ru в связи с отсутствием указанного сайта, что подтверждается протоколом осмотра и исследования письменных доказательств от 21.03.2013N 78 АА 3967621, произведенного временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга Ким С.Ю., а также актами от 25.03.2013 и 29.03.2013.
Комбинированная лотерея "ЗЕБРА":
- розыгрыш призового фонда лотереи осуществляется без выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых знаков;
- используются процедуры, позволяющие предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда лотереи до начала такого розыгрыша;
- в условия лотереи не внесены изменения в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 8 Закона N 138-ФЗ. Фактическая процедура проведения розыгрыша лотерей осуществляется путем использования компьютерного оборудования, пластиковых магнитных карт, предназначенных для самостоятельной проверки лотерейных билетов посетителями лотерейного клуба, использование которых не предусмотрено Условиями лотереи;
- результаты розыгрыша призового фонда не размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- не обеспечено информирование участников лотереи на официальном сайте организатора лотереи www.zebraloto.ru в связи с отсутствием указанного сайта;
- в пунктах продаж лотерейных билетов размещено и используется оборудование для самостоятельной проверки билетов участниками лотерей, что противоречит пункту 5.1 Условий лотереи;
- отсутствует информация об опубликовании годового отчета за 2011 год о проведении лотереи и результатов обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 9 статьи 20 Закона N 138-ФЗ.
Комбинированная лотерея "ЗЕБРА КЕНО":
- розыгрыш призового фонда лотереи осуществляется без выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых знаков;
- используются процедуры, позволяющие предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда лотереи до начала такого розыгрыша, что противоречит части 2 статьи 19 Закона N 138-ФЗ;
- в условия лотереи не внесены изменения в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 8 Закона N 138-ФЗ. Фактическая процедура проведения розыгрыша лотерей осуществляется путем использования компьютерного оборудования, пластиковых магнитных карт, предназначенных для самостоятельной проверки лотерейных билетов посетителями лотерейного клуба, использование которых не предусмотрено условиями лотереи;
- результаты розыгрыша призового фонда не размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 дней со дня проведения розыгрыша каждого тиража тиражной лотереи;
- в нарушение части 2 статьи 20 Закона N 138-ФЗ, раздела 8 Условий лотереи не обеспечено информирование участников лотереи на официальном сайте организатора лотереи www.zebraloto.ru в связи с отсутствием указанного сайта;
- в пунктах продаж лотерейных билетов размещено и используется оборудование для самостоятельной проверки билетов участниками лотерей, что противоречит пункту 5.1 Условий лотереи;
- отсутствует информация об опубликовании годового отчета за 2011 год о проведении лотереи и результатов обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Лотерея "ЗЕБРА БИНГО":
- в нарушение части 5 статьи 18 Закона N 138-ФЗ результаты розыгрыша призового фонда не размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 дней со дня проведения розыгрыша каждого тиража тиражной лотереи;
- отсутствует информация об опубликовании годового отчета за 2011 год о проведении лотереи и результатов обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- не обеспечено информирование участников лотереи на официальном сайте организатора лотереи www.zebraloto.ru в связи с отсутствием указанного сайта.
По результатам проверки Комитет 12.04.2013 издал распоряжение N 360-р о направлении в суд заявления об отзыве разрешений на проведение лотерей.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Комитета и отозвал разрешения на проведение указанных региональных негосударственных лотерей "БЫСТРОЕ КЕНО", "ЗЕБРА", "ЗЕБРА КЕНО", "ЗЕБРА БИНГО", признав, что Общество допустило выявленные в ходе проверки нарушения.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения в части отзыва указанных разрешений на проведение лотерей "БЫСТРОЕ КЕНО", "ЗЕБРА", "ЗЕБРА КЕНО", но отменил решение суда первой инстанции в части отзыва разрешения от 02.11.2011 N 000018, выданного ООО "Лотерейные технологии" на проведение на территории Санкт-Петербурга региональной негосударственной тиражной лотереи "ЗЕБРА БИНГО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016, отметив, что нарушения по названной лотерее на момент рассмотрения данного дела устранены, необходимая информация в сети Интернет опубликована.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Закон N 138-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник) получает право на выигрыш, если будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным, предусмотренным условиями договора, способом (пункт 1); выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи (пункт 2); розыгрыш призового фонда - это процедура, которая проводится с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе случайного определения выигрышей (пункт 4); лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи; лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией (пункт 5); под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами (пункт 14).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 138-ФЗ организатор лотереи вправе дополнять условия лотереи другой более полно раскрывающей технологию проведения лотереи информацией. В случае, если необходимо внести изменения в условия лотереи, предусмотренные пунктами 1, 3, 4, 7, 12, 13, 14 и 17 части 2 названной статьи, организатор лотереи обязан согласовать такие изменения с выдавшими разрешение на проведение лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления. Для внесения изменений в условия лотереи, предусмотренные пунктами 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 15 и 16 части 2 названной статьи, организатор лотереи обязан получить новое разрешение на проведение лотереи.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 138-ФЗ розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в: 1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков; 2) сопоставлении выявленной участником бестиражной лотереи информации, указанной в пункте 1 названной части, с условиями бестиражной лотереи.
Согласно части 2 статьи 19 Закона N 138-ФЗ запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи до начала такого розыгрыша.
В силу части 2 статьи 20 Закона N 138-ФЗ участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи: 1) получения информации о лотерее в соответствии с условиями лотереи; 2) выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании лотерейного билета, признанного выигравшим в соответствии с условиями лотереи; 3) получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре (за исключением стимулирующей лотереи).
Согласно части 9 статьи 20 Закона N 138-ФЗ организатор негосударственной лотереи, оператор государственной лотереи, оператор муниципальной лотереи обязаны ежегодно опубликовывать годовой отчет о проведении соответствующей лотереи и результаты обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации, распространяемых на территории проведения соответствующей лотереи, и (или) размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 24 Закона N 138-ФЗ отзыв выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в случае неоднократного или грубого нарушения организатором лотереи условий, указанных в части 2 названной статьи, либо при выявлении нарушения организатором лотереи требований настоящего Федерального закона и условий лотереи.
В ходе судебного разбирательства суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ материалы дела, установили, что фактически розыгрыш лотерей "ЗЕБРА", "БЫСТРОЕ КЕНО" и "ЗЕБРА КЕНО" осуществлялся без выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых знаков, что противоречит части 1 статьи 19 Закона N 138-ФЗ, а также является нарушением Условий проведения указанных лотерей, которыми предусмотрено выявление Участником игровых комбинаций, скрытых под стираемым защитным слоем на лотерейном билете, и сопоставление выявленных игровых комбинаций и лотерейными комбинациями билета из Реестра. Используемый ООО "Лотерейные технологии" алгоритм розыгрыша позволяет осуществлять розыгрыш лотерейного билета, определение выигрыша и выплату выигрыша без вскрытия участником лотереи защитного слоя билета и выявления скрытых надписей, проверка билета на наличие выигрыша осуществляется при помощи специализированного оборудования, сканирующего штрих-код на лотерейном билете. Как зафиксировано в ходе проверки (опрос свидетелей, принимавших участие в игре, объяснения генерального директора Общества), используемое организатором лотереи специализированное оборудование позволяет определить выигрышные билеты не только до начала розыгрыша билета, но и вообще без его розыгрыша. После приобретения билета участником лотереи сотрудник клуба пропускает его через принтер-сканер, на билете отпечатывается его номер, цена, дата приобретения, время и адрес реализации билета. Далее участнику выдается магнитная карта, на которую зачисляется число кредитов, равное номинальной стоимости лотерейных билетов. Указанную карту участник вставляет в считывающее устройство специализированного оборудования. При этом участник лотереи может стереть защитный слой на билете и узнать его выигрыш, а может без стирания защитного слоя принять участие в бесплатных развлекательных играх на предоставленные ему кредиты, после чего передать билет без вскрытия защитного слоя сотруднику организации оператора, который повторно пропускает билет через специальное устройство и на билете отпечатывается информация о наличии либо отсутствии выигрыша.
Таким образом, как правильно отметили суды, используемый Обществом алгоритм розыгрыша позволяет выявить выигравший билет без стирания защитного слоя и противоречит алгоритму, определенному в Условиях вышеперечисленных лотерей, что свидетельствуют о нарушении положений статей 8 и 19 Закона N 138-ФЗ.
При этом суды правомерно отметили, что в силу положений, определенных в пунктах 8 и 10 части 2 статьи 8 Закона N 138-ФЗ, изменение организационно-технологического описания лотереи, а также порядка проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритма определения выигрышей влечет необходимость для организатора лотереи получения нового разрешения на проведение лотереи (последний абзац части 3 статьи 8 Закона N 138-ФЗ), а следовательно, выявленное нарушение не может быть устранено иначе, как путем обращения в уполномоченный орган за выдачей нового разрешения с представлением новых Условий лотереи, содержащих иной алгоритм определения выигрышей.
Податель жалобы считает, что проверка в отношении лотерей "БЫСТРОЕ КЕНО", "ЗЕБРА", "ЗЕБРА КЕНО" проведена с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кассационная инстанция отклоняет данные доводы жалобы, поскольку Закон о лотереях не связывает возможность принятия судом решения об отзыве разрешения на проведение лотерей с фактом привлечения организатора лотереи к административной ответственности по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом из содержания части 3 статьи 24 Закона N 138-ФЗ следует, что при выявлении нарушения организатором лотереи требований названного Закона и условий лотереи уполномоченный орган имеет право обратиться в суд с заявлением об отзыве выданных разрешений, и данное право не ставится в зависимость от необходимости составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности.
В связи с указанными обстоятельствами суды первой и апелляционной инстанций правомерно отозвали разрешения на проведение указанных выше лотерей "ЗЕБРА", "БЫСТРОЕ КЕНО" и "ЗЕБРА КЕНО".
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 по делу N А56-22334/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лотерейные технологии" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лотерейные технологии" 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.