г. Санкт-Петербург |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А56-22334/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Леусенко Ю.П. - доверенность от 07.06.2013
от ответчика (должника): генеральный директор Горский О.И. - выписка из ЕГРЮЛ
от третьего лица: предст. Жолнерович А.В. - удостоверение от 09.08.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18400/2013) ООО "Лотерейные технологии" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2013 по делу N А56-22334/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по иску (заявлению) Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
к ООО "Лотерейные технологии"
третье лицо: Прокуратура Санкт-Петербурга
об отзыве разрешений на проведение региональных негосударственных лотерей
установил:
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отзыве следующих разрешений на проведение региональных негосударственных лотерей, выданных обществу с ограниченной ответственностью "Лотерейные технологии" (ОГРН 1097847102550; далее - Общество, ответчик, ООО "Лотерейные технологии"):
- от 02.11.2011 N 000016 на проведение комбинированной лотереи "ЗЕБРА" в период с 02.11.20011 по 01.11.2016;
- от 02.11.2011 N 000017 на проведение комбинированной лотереи "ЗЕБРА КЕНО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016;
- от 02.11.2011 N 000018 на проведение тиражной лотереи "ЗЕБРА БИНГО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016;
- от 02.11.2011 N 000019 на проведение бестиражной лотереи "БЫСТРОЕ КЕНО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016.
К участию в деле привлечена Прокуратура Санкт-Петербурга (далее - Прокуратура).
Решением суда от 15.07.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "Лотерейные технологии" просит решение суда от 15.07.2013 отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм процессуального и материального права. Податель жалобы указывает, что розыгрыши лотерей проводятся в полном соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях". Результаты розыгрыша размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте организатора и в СМИ (газета "Реклама Шанс""), размещенное оборудование не противоречит условиям лотереи; отчетность о проведении лотереи не была опубликована в связи с тем, что в 2011 году проведение лотереи не осуществлялось; предписание с указанием срока устранения нарушений Обществу не выдавалось, после проверки все выявленные нарушения устранены. Кроме того, податель жалобы указывает, что никаких нарушений условия проведения лотереи "ЗЕБРА БИНГО" в ходе проверки не установлено.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Комитет и Прокуратура доводы жалобы отклонили по основаниям, изложенным в представленных письменных отзывах, просили оставить решение суд первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Лотерейные технологии" (ИНН 7814435500) имеет следующие разрешения на проведение на территории Санкт-Петербурга региональных негосударственных лотерей:
от 02.11.2011 N 000016 на проведение комбинированной лотереи "ЗЕБРА" в период с 02.11.20011 по 01.11.2016;
от 02.11.2011 N 000017 на проведение комбинированной лотереи "ЗЕБРА КЕНО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016;
от 02.11.2011 N 000018 на проведение тиражной лотереи "ЗЕБРА БИНГО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016;
от 02.11.2011 N 000019 на проведение бестиражной лотереи "БЫСТРОЕ КЕНО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016.
В ходе проверочных мероприятий Комитетом были выявлены следующие нарушения при проведении региональных негосударственных лотерей:
Бестиражная лотерея "БЫСТРОЕ КЕНО":
- розыгрыш призового фонда лотереи осуществляется без выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых знаков, что противоречит части 1 статьи 19 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ), а также является нарушением пунктов 1.15, 4.4, 4.5, 5.2 Условий проведения негосударственной региональной бестиражной лотереи "БЫСТРОЕ КЕНО" (далее - Условия лотереи), что подтверждается актом осмотра принадлежащего юридическому лицу оборудования, используемого при проведении лотерей и места проведения розыгрыша, места распространения лотерейных билетов от 20.03.2013; объяснением генерального директора ООО "Лотерейные технологии" Горского О.И. от 20.03.2013; объяснением участника лотерей Костюк Г.Т. от 20.03.2013; лотерейными билетами "БЫСТРОЕ КЕНО" N 001 0024465, N 051 0022202;
- используются процедуры, позволяющие предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда лотереи до начала такого розыгрыша, что противоречит части 2 статьи 19 Закона N 138-ФЗ;
- в условия лотереи не внесены изменения в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 8 Закона N 138-ФЗ. Фактическая процедура проведения розыгрыша лотерей осуществляется путем использования компьютерного оборудования, пластиковых магнитных карт, предназначенных для самостоятельной проверки лотерейных билетов посетителями лотерейного клуба, использование которых не предусмотрено Условиями лотереи, что подтверждается: актом осмотра принадлежащего юридическому лицу оборудования, используемого при проведении лотерей и места проведения розыгрыша, места распространения лотерейных билетов от 20.03.2013; объяснением генерального директора ООО "Лотерейные технологии" Горского О.И. от 20.03.2013; объяснением консультанта общества с ограниченной ответственностью "К.С.Т." Викторова С.Ю. от 20.03.2013, объяснением участника лотерей Матвеева Д.Н. от 20.03.2013; объяснением участника лотерей Костюк Г.Т. от 20.03.2013;
- отсутствует информация об опубликовании годового отчета за 2011 год о проведении лотереи и результатов обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 9 статьи 20 Закона N 138-ФЗ (соответствующие документы по запросу Комитета от 22.03.2013 N 13/2129 не представлены);
- в пунктах продаж лотерейных билетов размещено и используется оборудование для самостоятельной проверки билетов участниками лотерей, что противоречит пункту 5.1 Условий лотереи, что подтверждается актом осмотра от 20.03.2013; объяснением Викторова С.Ю. от 20.03.2012 - консультанта общества с ограниченной ответственностью "К.СТ.", осуществляющего реализацию лотерейных билетов ООО "Лотерейные технологии" на основании агентского договора от 23.03.2012 N 01/12; объяснениями участников лотерей Матвеева Д.Н. и Костюк Г.Т. от 20.03.2013;
- в нарушение части 2 статьи 20 Закона N 138-ФЗ, раздела 8 Условий лотереи не обеспечено информирование участников лотереи на официальном сайте организатора лотереи www.zebraloto.ru в связи с отсутствием указанного сайта, что подтверждается протоколом осмотра и исследования письменных доказательств от 21.03.2013N 78 АА 3967621, произведенного временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга Ким С.Ю., а также актами от 25.03.2013 и 29.03.2013.
Комбинированная лотерея "ЗЕБРА":
- розыгрыш призового фонда лотереи осуществляется без выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых знаков;
- используются процедуры, позволяющие предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда лотереи до начала такого розыгрыша;
- в условия лотереи не внесены изменения в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 8 Закона N 138-ФЗ. Фактическая процедура проведения розыгрыша лотерей осуществляется путем использования компьютерного оборудования, пластиковых магнитных карт, предназначенных для самостоятельной проверки лотерейных билетов посетителями лотерейного клуба, использование которых не предусмотрено Условиями лотереи;
- результаты розыгрыша призового фонда не размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- не обеспечено информирование участников лотереи на официальном сайте организатора лотереи www.zebraloto.ru в связи с отсутствием указанного сайта;
- в пунктах продаж лотерейных билетов размещено и используется оборудование для самостоятельной проверки билетов участниками лотерей, что противоречит пункту 5.1 Условий лотереи;
- отсутствует информация об опубликовании годового отчета за 2011 год о проведении лотереи и результатов обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 9 статьи 20 Закона N 138-ФЗ.
Комбинированная лотерея "ЗЕБРА КЕНО":
- розыгрыш призового фонда лотереи осуществляется без выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых знаков;
- используются процедуры, позволяющие предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда лотереи до начала такого розыгрыша, что противоречит части 2 статьи 19 Закона N 138-ФЗ;
- в условия лотереи не внесены изменения в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 8 Закона N 138-ФЗ. Фактическая процедура проведения розыгрыша лотерей осуществляется путем использования компьютерного оборудования, пластиковых магнитных карт, предназначенных для самостоятельной проверки лотерейных билетов посетителями лотерейного клуба, использование которых не предусмотрено условиями лотереи;
- результаты розыгрыша призового фонда не размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 дней со дня проведения розыгрыша каждого тиража тиражной лотереи;
- в нарушение части 2 статьи 20 Закона N 138-ФЗ, раздела 8 Условий лотереи не обеспечено информирование участников лотереи на официальном сайте организатора лотереи www.zebraloto.ru в связи с отсутствием указанного сайта;
- в пунктах продаж лотерейных билетов размещено и используется оборудование для самостоятельной проверки билетов участниками лотерей, что противоречит пункту 5.1 Условий лотереи;
- отсутствует информация об опубликовании годового отчета за 2011 год о проведении лотереи и результатов обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Лотерея "ЗЕБРА БИНГО":
- в нарушение части 5 статьи 18 Закона N 138-ФЗ результаты розыгрыша призового фонда не размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 дней со дня проведения розыгрыша каждого тиража тиражной лотереи;
- отсутствует информация об опубликовании годового отчета за 2011 год о проведении лотереи и результатов обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- не обеспечено информирование участников лотереи на официальном сайте организатора лотереи www.zebraloto.ru в связи с отсутствием указанного сайта.
Удовлетворяя требования Комитета, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности выявленных в ходе проверки нарушений и обоснованности требований об отзыве выданных Обществу разрешений на проведение лотереи.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закона о лотереях, Закон N 138-ФЗ) лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.
Требования к проведению розыгрыша призового фонда тиражной лотереи установлены в статье 18 Закона N 138-ФЗ, где, в том числе указано, что результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи должны быть опубликованы в средствах массовой информации и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организатором лотереи в течение десяти дней со дня проведения указанного розыгрыша.
Согласно положениями статьи 19 названного Федерального закона розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков, сопоставлении выявленной участником бестиражной лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, с условиями бестиражной лотереи. Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи до начала такого розыгрыша.
В соответствии со статьей 8 Закона N 138-ФЗ условия лотереи утверждаются организатором лотереи и включают в себя, в том числе, наименование лотереи (пункт 1 части 2), описание концепции лотереи (пункт 7); организационно-технологическое описание лотереи (пункт 8), порядок и сроки получения выигрышей, в том числе по истечении этих сроков, а также сроки проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов (пункт 10), порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей (пункт 16).
Согласно части 3 этой же статьи организатор лотереи вправе дополнять условия лотереи другой более полно раскрывающей технологию проведения лотереи информацией. В случае, если необходимо внести изменения в условия лотереи, предусмотренные пунктами 1, 3, 4, 7, 12, 13, 14 и 17 части 2 настоящей статьи, организатор лотереи обязан согласовать такие изменения с выдавшими разрешение на проведение лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.
Для внесения изменений в условия лотереи, предусмотренные пунктами 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 15 и 16 части 2 настоящей статьи, организатор лотереи обязан получить новое разрешение на проведение лотереи.
Согласно части 3 статьи 24 Закона о лотереях федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в случае неоднократного или грубого нарушения организатором лотереи условий, указанных в части 2 настоящей статьи, либо при выявлении нарушений организатором лотереи требований настоящего Федерального закона и условий лотереи.
Как установлено Комитетом в ходе проверки и подтверждается материалами дела, фактически розыгрыш лотерей "ЗЕБРА", "БЫСТРОЕ КЕНО" и "ЗЕБРА КЕНО" осуществлялся без выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых знаков, что противоречит части 1 статьи 19 Закона о лотереях, а также является нарушением Условий проведения указанных лотерей, которыми предусмотрено выявление Участником игровых комбинаций, скрытых под стираемым защитным слоем на лотерейном билете, и сопоставление выявленных игровых комбинаций и лотерейными комбинациями билета из Реестра. Используемый ООО "Лотерейные технологии" алгоритм розыгрыша позволяет осуществлять розыгрыш лотерейного билета, определение выигрыша и выплату выигрыша без вскрытия участником лотереи защитного слоя билета и выявления скрытых надписей, проверка билета на наличие выигрыша осуществляется при помощи специализированного оборудования, сканирующего штрих-код на лотерейном билете. Как зафиксировано в ходе проверки (опрос свидетелей, принимавших участие в игре, объяснения генерального директора Общества), используемое организатором лотереи специализированное оборудование позволяет определить выигрышные билеты не только до начала розыгрыша билета, но и вообще без его розыгрыша. После приобретения билета участником лотереи сотрудник клуба пропускает его через принтер-сканер, на билете отпечатывается его номер, цена, дата приобретения, время и адрес реализации билета. Далее участнику выдается магнитная карта, на которую зачисляется число кредитов, равное номинальной стоимости лотерейных билетов. Указанную карту участник вставляет в считывающее устройство специализированного оборудования. При этом участник лотереи может стереть защитный слой на билете и узнать его выигрыш, а может без стирания защитного слоя принять участие в бесплатных развлекательных играх на предоставленные ему кредиты, после чего передать билет без вскрытия защитного слоя сотруднику организации оператора, который повторно пропускает билет через специальное устройство и на билете отпечатывается информация о наличии либо отсутствии выигрыша.
Таким образом, используемый Обществом алгоритм розыгрыша позволяет выявить выигравший билет без стирания защитного слоя и противоречит алгоритму, определенному в Условиях вышеперечисленных лотерей, что свидетельствуют о нарушении положений статей 8 и 19 Закона о лотереях.
Более того, в силу положений, определенных в пунктах 8 и 10 части 2 статьи 8 Закона N 138-ФЗ изменение организационно-технологического описания лотереи, а также порядка проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритма определения выигрышей влечет необходимость для организатора лотереи получения нового разрешения на проведение лотереи (последний абзац части 3 статьи 8 Закона), а следовательно, выявленное нарушение не может быть устранено иначе, как путем обращения в уполномоченный орган за выдачей нового разрешения с представлением новых Условий лотереи, содержащих иной алгоритм определения выигрышей, в связи с чем доводы Общества об устранении им всех выявленных нарушений нельзя признать состоятельными.
С учетом установленных обстоятельств решение суда первой инстанции об отзыве разрешений на проведение лотерей "ЗЕБРА", "БЫСТРОЕ КЕНО" и "ЗЕБРА КЕНО" является законным и отмене не подлежит.
Доводы подателя жалобы о том, что в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 138-ФЗ Комитет должен был сначала выдать Обществу предписание об устранении выявленных нарушений, отклоняются апелляционным судом, так как из содержания части 3 указанной статьи Закона следует, что при выявлении нарушения организатором лотереи требований настоящего Федерального закона и условий лотереи уполномоченный орган имеет право обратиться в суд с заявлением об отзыве выданных разрешений, и данное право не ставится в зависимость от необходимости предварительной выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Материалами дела также подтверждается, что в нарушение частей 2 и 9 статьи 20 Закона о лотереях и Условий лотерей не обеспечено информирование участников лотереи на официальном сайте организатора лотереи www.zebraloto.ru в связи с отсутствием указанного сайта, а также отсутствует информация об опубликовании годового отчета за 2011 год о проведении лотереи и результатов обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В нарушение части 5 статьи 18 Закона N 138-ФЗ результаты розыгрыша призового фонда тиражной лотереи "ЗЕБРА БИНГО" не размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 дней со дня проведения розыгрыша каждого тиража тиражной лотереи.
Судом апелляционной инстанции установлено и не опровергнуто представителями Комитета и Прокуратуры, что указанные нарушения на момент рассмотрения данного дела устранены, необходимая информация в сети Интернет опубликована. Более того, Общество указывало, что в 2011 году, несмотря на полученные 02.11.2011 разрешения, фактически розыгрыши лотерей не осуществлялись, в связи с чем и не была представлена и опубликована отчетность; за 2012 год срок представления отчетности, установленный статьи 20 Закона о лотереях, на момент осуществления проверки еще не наступил.
Общество также указало и не опровергнуто представителями Комитета и Прокуратуры, что результаты розыгрыша призового фонда тиражной лотереи "ЗЕБРА БИНГО" регулярно публиковались в газете "Реклама Шанс".
Учитывая, что в ходе проверки иных нарушений Условий (использование иных алгоритмов при розыгрыше и определении победителя) при осуществлении розыгрыша лотереи "ЗЕБРА БИНГО" установлено не было (в отличие от розыгрыша беститражных и комбинированных лотерей "ЗЕБРА", "БЫСТРОЕ КЕНО" и "ЗЕБРА КЕНО"), апелляционная коллегия полагает, что отзыв разрешения на проведения указанной лотереи нельзя признать адекватной мерой государственного реагирования на допущенные нарушения, в связи с чем решение суда первой инстанции в данной части, как недостаточно обоснованное, подлежит отмене, а также в части взыскания с ответчика в доход федерального бюджета 10000 руб. государственной пошлины. В удовлетворении требования Комитета в отношении лотереи "ЗЕБРА БИНГО" надлежит отказать.
В остальной части оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы суд относит на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июля 2013 года по делу N А56-22334/2013 отменить в части отзыва разрешения от 02.11.2011 N 000018, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Лотерейные технологии" на проведение на территории Санкт-Петербурга региональной негосударственной тиражной лотереи "ЗЕБРА БИНГО" в период с 02.11.2011 по 01.11.2016, а также в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Лотерейные технологии" в доход федерального бюджета 10000 руб. государственной пошлины. В удовлетворении заявления в указанной части отказать.
В остальной части решение суда по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лотерейные технологии" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22334/2013
Истец: Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
Ответчик: ООО "Лотерейные технологии"
Третье лицо: Прокуратура Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11132/13
22.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18400/13
15.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-22334/13