10 февраля 2014 г. |
Дело N А56-11715/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР ЯХТ СЕРВИС" Егорова С.Н. (доверенность от 25.03.2013), от Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Соколовой О.Ю. (доверенность от 31.01.2014 N 01-17-156/14-0-0), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Рожковой Е.В. (доверенность 19.12.2013 N 01-02/3779), от Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Тихоновой И.Е. (доверенность от 27.12.2013 N 03-02-205),
рассмотрев 03.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР ЯХТ СЕРВИС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2013 (судья Суворов М.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 (судьи Барканова Я.В., Попова Н.М., Тимухина И.А.) по делу N А56-11715/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР ЯХТ СЕРВИС", место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Красногвардейский переулок, дом. 23, литера К, помещение 22Н, комната 020А; ОГРН: 1097847115948, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по транспорту Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191167, Санкт-Петербург, Исполкомская улица, дом 16, литера А; ОГРН: 1027810354516 (далее - Комитет по транспорту) с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковых требований о взыскании 13 911 556 руб. 62 коп. не выплаченных субсидий за период 2012 года, а также об обязании ответчика исполнять обязательства в соответствии с условиями заключенного по итогам открытого конкурса договора от 24.12.2010 об осуществлении регулярных перевозок водным транспортом Санкт-Петербурга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, дом 16; ОГРН 1027810253635 и Комитет финансов Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, дом 16; ОГРН 1027810256352.
Решением от 24.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2013, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решении и постановление, исковые требования удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, судами не учтено, что нормы бюджетного законодательства не исключают регулирование бюджетных отношений нормами гражданского законодательства.
В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что правоотношения между сторонами основываются на гражданско-правовом договоре осуществления регулярных перевозок водным транспортом Санкт-Петербурга пассажиров и их багажа по городскому маршруту водного транспорта Санкт-Петербурга "Невская линия", заключенному между Комитетом по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга и Обществом.
Ссылаясь на статьи 124, пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), податель жалобы считает, что спорные правоотношения регулируются договором, заключенным между сторонами.
По мнению подателя жалобы, ни законодательно, ни соглашением сторон не допускается изменение условий субсидирования, в том числе посредством одностороннего установления Комитетом, как уполномоченным заказчиком, новых экономических категорий для расчета субсидии.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, просил отменить обжалуемые судебные акты удовлетворить заявленные требования.
Представитель Комитета по транспорту, а также представители третьих лиц против удовлетворения жалобы возражали по основаниям, приведенным в отзывах на нее, просили оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами на основании материалов дела, между Обществом и Комитетом по транспортно-транзитной политике Правительства Санкт-Петербурга (правопредшественник Ответчика) заключен договор об осуществлении регулярных перевозок водным транспортом Санкт-Петербурга пассажиров и багажа по городскому маршруту водного транспорта Санкт-Петербурга "Невская линия" от 24.12.2010, сроком действия с 24.12.2010 по 31.12.2015 (далее - Договор).
Разделом 5 договора предусмотрена выплата Обществу на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга субсидии на возмещение затрат, возникших в связи с оказанием услуг согласно условиям заключенного договора.
При заключении договора стороны предусмотрели порядок и условия предоставления Обществу субсидий. При этом согласно п. 5.1. договора размер субсидии ежегодно определяется в дополнительном соглашении к договору.
Расчет субсидии, подлежащей выплате, производиться ежемесячно, на основании отчетов Общества о понесенных затратах и полученных доходах, по формуле: затраты - доходы= субсидия, подлежащая возмещению.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2012 N 23 "О предоставлении в 2012 году субсидий, предусмотренных Комитету по транспорту Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Постановление N 23) был утвержден порядок предоставления в 2012 году субсидии на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам водного транспорта Санкт-Петербурга по регулируемому тарифу, который предусматривает, что размер предоставляемой субсидии утверждается Комитетом исходя из перечня затрат на оказание услуг по перевозке, а также нормативов затрат на оказание услуг по перевозке, утверждаемых Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли.
В дальнейшем в целях реализации положений Постановления N 23 был принят ряд распоряжений, определяющих порядок исчисления размера субсидий, в том числе распоряжение Комитета по транспорту от 22.02.2012 N 18-р, распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 13.04.2012 N 437- р, а также распоряжение Комитета по транспорту от 01.10.2012 N 143-р, которым был закреплен новый порядок расчета доходов.
Названными нормативными актами был утвержден норматив затрат для пассажирских самоходных судов пассажировместимостью не менее 12 человек в размере 170 руб. 63 коп. в расчете на 1 км.
Во исполнение требований пункта 5.1. договора Комитет по транспорту направил Обществу дополнительное соглашение от 17.09.2012 N 5, которое было подписано Обществом с протоколом разногласий в части нового порядка расчета субсидии и базовых параметров ее определения (расчета затрат и доходов перевозчика).
Ссылаясь на то, что за 2012 год обязательства Комитета по транспорту по договору не были исполнены в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями о взыскании субсидий, размер которых составляет разницу между выплаченными субсидиями и субсидиями, на которые претендовало Общество в соответствии с порядком определения их размера, установленным условиями договора.
Суды отказали в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на необоснованность требований истца как по размеру, так и по праву.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 13.05.2009 N 175-38 "О транспортном обслуживании водным транспортом Санкт-Петербурга" предусмотрена компенсация перевозчикам затрат и недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулярных перевозок пассажиров и их багажа водным транспортом Санкт-Петербурга. При этом возмещение затрат или недополученных доходов, указанных в данной статье, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг относится к категории бюджетных ассигнований.
Таким образом, отношения, связанные с предоставлением субсидий, относятся к публично-правовым и регулируются нормами бюджетного законодательства.
Как установлено статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено пунктом 3 названной статьи, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Правительство Санкт-Петербурга как высший орган исполнительной власти Санкт-Петербурга наделено полномочиями по определению условий и порядка предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на возмещение затрат или неполученных доходов юридическим лицам при выполнении ими работ (оказании услуг) на основании закона о бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ было принято Постановление N 23, которым утвержден Порядок предоставления в 2012 году субсидии на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам водного транспорта Санкт-Петербурга по регулируемому Комитетом по транспорту тарифу, в соответствии с которым размер предоставляемой субсидии определяется, исходя из перечня затрат на оказание услуг по перевозке, а также нормативов затрат на оказание услуг по перевозке.
В целях реализации положений Постановления N 23 были приняты распоряжение Комитета по транспорту от 22.02.2012 N 18-р, распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 13.04.2012 N 437-р, а также распоряжение Комитета по транспорту от 01.10.2012 N 143-р, определяющие порядок и условия исчисления размера субсидий.
Доводы подателя жалобы о том, что Комитет в одностороннем порядке изменил существенное условие договора об определении размера субсидий, представляются необоснованными, поскольку действия Комитета основаны на принятых нормативно-правовых актов.
Следует отметить, что законность названных актов Обществом в установленном порядке не оспорена.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод апелляционного суда о том, что порядок определения размера субсидий находится в компетенции Правительства Санкт-Петербурга, а стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера субсидий и не вправе применять другой порядок. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма определения размера субсидий новый порядок подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Кроме того, как правомерно указали суды, размер субсидий на 2012 год не был согласован сторонами в установленном порядке, то есть путем подписания соответствующего дополнительного соглашения. Спор, возникший при подписании дополнительного соглашения N 5, в установленном порядке не урегулирован, а за изменением или расторжением договора Общество не обращалось.
Как установлено судами и не оспаривается Обществом, поскольку за 2012 год истцу были в полном объеме выплачены субсидии, размер которых рассчитан с учетом Постановления N 23, а также на основании двухсторонних актов о размере субсидий за отчетный месяц, основания для удовлетворения иска у судов отсутствовали.
Выводы судов соответствуют материалам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Судами установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 по делу N А56-11715/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР ЯХТ СЕРВИС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.