24 февраля 2014 г. |
Дело N А26-1596/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Константинова П.Ю., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью торговый дом "АДВЕНТ" Балашовой Л.Г. (доверенность от 20.06.2012),
рассмотрев 17.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью торговый дом "АДВЕНТ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А26-1596/2013 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Фокина Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью торговый дом "АДВЕНТ", место нахождения: 185001, г. Петрозаводск, Первомайский пр., 54, ОГРН 1021000533950 (далее - ООО тд "Адвент", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия, место нахождения: 185005, г. Петрозаводск, ул. Правды, 25а, ОГРН 1041000046339 (далее - Управление), от 04.03.2013 N 4-ГО.
Решением от 18.06.2013 суд удовлетворил заявление.
Постановлением от 08.10.2013 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда в мотивировочной части.
Податель жалобы исходит из того, что пункты 1 - 4 предписания являются незаконными.
По мнению Общества, отсутствует нормативно-правовой акт, указывающий на то, что Общество относится к организациям, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, или отнесено к категориям по гражданской обороне.
Податель жалобы считает, что поскольку отсутствуют доказательства того, что Общество осуществляет свою деятельность в зоне возможных разрушений, возможно опасного химического заражения, радиоактивного заражения, то оно не обязано разрабатывать план гражданской обороны.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 12.02.2013 N 4-ГО специалистами Управления 22.02.2013 проведена плановая выездная проверка Общества, осуществляющего деятельность по адресам: г. Петрозаводск, Первомайский пр., 54; г. Пудож, Пионерская, 64, о чем составлен акт от 04.03.2013 N 4-ГО.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 04.03.2013 N 4-ГО, в котором отражены следующие нарушения:
- не назначен приказом (распорядительным документом) работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (нарушение пункта 2 и подпункта "в" пункта 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 782 (далее - Положение N 782) (пункт 1 предписания);
- руководитель не прошел обучение в области гражданской обороны (нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ); подпункта "б" пункта 3, пункта 4, подпункта "в" пункта 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 (далее - Положение N 841) и пункта 2 Приложения к Положению N 841) (пункт 2 предписания);
- не проводится обучение работников организации по вопросам гражданской обороны (ГО) (нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ; подпункта "г" пункта 3, пункта 4, подпункта "в" пункта 5 Положения N 841 и пункта 4 Приложения к Положению N 841) (пункт 3 предписания);
- не разработан план по гражданской обороне (нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ; пункта 3 Положения о гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804); приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) от 16.02.2012 N 70; пунктов 3 и 4 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС РФ от 31.07.2016 N 440 (далее - Положение N 440); пунктов 1 - 5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687) (пункт 4 предписания);
- отсутствуют средства индивидуальной защиты из расчета 105% от общей численности (нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ; пунктов 4 и 5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 (далее - Положение N 379); пунктов 2, 3, 4, 8, 25 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение об организации обеспечения N 993) (пункт 5 предписания);
- работники организации не обеспечены на 30% медицинскими средствами индивидуальной защиты (нарушение пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ; пунктов 4 и 5 Положения N 379; пунктов 2, 3, 4, 9, 25 Положения об организации обеспечения N 993) (пункт 6 предписания).
В предписании от 04.03.2013 N 4-ГО Обществу предложено устранить данные нарушения в срок до 01.03.2014.
ООО тд "Адвент" оспорило данное предписание в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, отметив, что, уведомив 19.02.2013 Общество о проведении проверки, которая проведена 22.02.2013, Управление допустило нарушение срока уведомления о проведении проверки. Суд также указал, что Общество не является субъектом надзора при осуществлении проверки выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем пункты 1-4 оспариваемого предписания не соответствуют нормам Закона N 28-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя. Кроме того, суд отметил, что в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения Общества в как зоне химического заражения, так и на территориях, указанных в пунктах 6 и 7 Положения об организации обеспечения N 993, а, следовательно, пункты 5 и 6 оспариваемого предписания следует признать недействительными.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, но в мотивировочной части указал, что считает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что Общество не является субъектом надзора при осуществлении проверки выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны. Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки) относится к грубым нарушениям требований Закона N 294-ФЗ, и, в силу положений приведенной нормы, влечет недействительность результатов проверки.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что распоряжение о проведении проверки от 12.02.2013 N 4-ГО направлено Обществу по факсу, текст полученного факсового сообщения не читается (том 1, листы дела 90-98). Фактически с распоряжением о проведении проверки Общество уведомлено 19.02.2013, проверка проведена 22.02.2013. С учетом положений приведенных выше норм, а также правил исчисления сроков, определенных статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управлением допущено нарушение срока уведомления о проведении проверки.
Как правильно указали суды, размещение плана проверок в сети "Интернет" не является надлежащим уведомлением о проведении проверки. Положениями Закона N 294-ФЗ не предусмотрено, что размещение плана проверок в сети "Интернет" освобождает орган государственного контроля (надзора) от исполнения установленной частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ обязанности по уведомлению лица, в отношении которого проводится проверка, о проведении такой проверки не позднее чем за три дня до ее начала.
При этом суды, учитывая требования Положения N 379 и Положения об организации обеспечения N 993, пришли к обоснованному выводу, что поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения Общества в зоне химического заражения либо на территориях, указанных в пунктах 6 и 7 Положения об организации обеспечения N 993, то пункты 5 и 6 предписания являются недействительными.
Кроме того, относительно правомерности возложения на Общество выполнения пунктов 1 - 4 предписания необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 и подпунктом "в" пункта 4 Положения N 782 структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм, а именно, в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.
Согласно пункту 3 Положения N 841 лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы: б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются - должностные лица и работники гражданской обороны), преподаватели курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования; г) работающее население.
В силу пункта 4 Положения N 841 повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет.
Пункты 2 и 4 Приложения к Положению N 841 устанавливают, в какой форме проходят обучение руководители организаций и работающее население.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 841 организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Пунктами 3 и 4 Положения N 440 предусмотрено, что основными задачами структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций являются в том числе организация планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время. В соответствии с основными задачами структурные подразделения (работники) по гражданской обороне организаций организуют в числе прочего разработку и корректировку планов гражданской обороны.
В силу пункта 4 Положения N 687 план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления.
Согласно пункту 5 Положения N 687 ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций.
Вместе с тем, как следует из пункта 1 данного Положения, оно разработано в соответствии с Законом N 28-ФЗ и соответствующими подзаконными актами и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях.
Учитывая ранее приведенные положения статьи 1 и части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, а также указанные Положения N 782, 841, 440, 687, суды первой и апелляционной инстанций, основываясь на буквальном толковании данных норм, пришли к правильному выводу о том, что указанные нормативно-правовые акты распространяются на Общество и оно обязано их выполнять. В связи с этим суды пришли к выводу о нарушении Обществом требований в области гражданской обороны, а также о правомерности пунктов 1 - 4 выданного Обществу предписания.
Таким образом, поскольку проверка проведена с нарушением положений Закона N 294-ФЗ, суды правомерно признали оспариваемое предписание Управления недействительным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А26-1596/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью торговый дом "АДВЕНТ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.