27 февраля 2014 г. |
Дело N А56-47641/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Журавлевой О.Р.,
судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Афанасьевой Е.Н. (доверенность от 16.01.2014), Козловой Е.В. (доверенность от 10.01.2014), от общества с ограниченной ответственностью "ШТИЛЬ" Данилиной Е.С. (доверенность от 20.02.2014),
рассмотрев 26.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2013 (судья Глумов Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 17.12.2013 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Сомова Е.А.) по делу N А56-47641/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ШТИЛЬ", место нахождения: 196084, г. Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д.28, лит. Д, ОГРН 1027804887626 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившегося в не возврате Обществу налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленного к возмещению за 2 квартал 2012 года в сумме 89 088 755 руб., а также обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата на расчетный счет НДС, заявленного к возмещению за 2 квартал 2012 года в сумме 89 088 755 руб., с начисленными на указанную сумму процентами за несвоевременный возврат НДС за период с 13.11.2012 по 01.08.2013 в сумме 5 328 621 руб. 16 коп. с последующим начислением и выплатой процентов на сумму несвоевременно возвращенного налога по день перечисления денежных средств на расчетный счет Общества.
Решением суда первой инстанции от 08.10.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.12.2013, заявленные требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, им предприняты все действия, направленные на возмещение Обществу НДС из бюджета, поскольку Инспекция приняла решение о возврате НДС, однако в связи с произведенной следственными органами выемкой файла, содержащего заявку на возврат НДС, у налогового органа отсутствовала фактическая возможность отправки в Управление Федерального казначейства документов для возврата НДС. Кроме того, Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусмотрена обязанность налогового органа по направлению в органы федерального казначейства повторных заявок на возврат налога.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.07.2012 Общество подало в Инспекцию декларацию по НДС за второй квартал 2012 года, в которой заявило право на возмещение НДС в сумме 89 088 755 руб.
Инспекция, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, проведенной в период с 20.07.2012 по 22.10.2012, приняла решение от 31.10.2012 N 2002 "О возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" (лист дела 27).
Общество 31.10.2012 обратилось в налоговый орган с заявлением о возмещении суммы НДС за второй квартал 2012 года в форме возврата с указанием своего расчетного счета. Заявление получено Инспекцией 31.10.2012, что подтверждается штампом Инспекции о приеме (лист дела 26).
Инспекцией 21.03.2013 вынесено решение N 13233 о возврате НДС за 2 квартал 2012 года в сумме 89 088 755 руб.
Однако сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, не была возвращена на расчетный счет Общества.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в не возврате суммы НДС за второй квартал 2012 года в размере 89 088 755 руб., а также об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата указанной суммы налога.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из принятого налоговым органом решения от 31.10.2012 N 13233 о возмещении НДС в сумме 89 088 755 руб.
Суд апелляционной инстанции оставил решение арбитражного суда без изменения, согласившись с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации Инспекция проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Согласно пункту 7 статьи 176 НК РФ решение о возврате суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
В соответствии с пунктом 8 статьи 176 НК РФ налоговый орган на следующий день после дня принятия им решения о возврате налога направляет в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате налога. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Как следует из материалов дела, извещением от 21.03.2013 N 617 Инспекция уведомила Общество о вынесенном решении о возврате НДС за 2 квартал 2012 года.
Основываясь на Регламенте взаимодействия между налоговыми органами при осуществлении обмена с Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу от 08.11.2012 N 04-06/349@ (далее - Регламент), Инспекция направила заявку на возврат налога в Управление Федерального казначейства через филиал Федерального казенного учреждения "Налог-Сервис" Федеральной налоговой службы в городе Санкт-Петербурге (далее - ФКУ "Налог-Сервис"), что подтверждается реестром от 21.03.2013 N 108.
На основании постановления о производстве выемки от 21.03.2013 в помещении ФКУ "Налог-Сервис" произведена выемка файла 14528L6O.ZV3, в котором находится заявка 7810ZV000000448 от 21.03.2013 на возврат денежных средств в сумме 89 088 755 руб., подлежащих перечислению в пользу Общества.
Вместе с тем надлежащее исполнение налоговым органом обязанности по возврату налога предусматривает направление поручения о возврате налога в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после принятия решений о возмещении и возврате налога, что в рассматриваемом случае Инспекцией совершено не было.
Ссылка Инспекции на Регламент обоснованно отклонена судами первой и апелляционной инстанций, поскольку положения Регламента не могут изменять порядок возврата сумм НДС, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку Инспекцией возврат Обществу НДС за 2 квартал 2012 года в сумме 89 088 755 руб. не был осуществлен в порядке, установленном статьей 176 НК РФ, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили требование заявителя об обязании налогового органа возвратить сумму налога.
При этом суды правомерно отклонили довод Инспекции о двойном возврате НДС из бюджета, поскольку спорная сумма не возвращена, доказательств принятия решения о зачете в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Поскольку Инспекция в установленные налоговым законодательством сроки не произвела возврат Обществу спорной суммы НДС, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требование о взыскании процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 176 НК РФ.
Возражений по порядку расчета и сумме процентов в кассационной жалобе Инспекции не содержится.
Принимая во внимание, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами, им дана надлежащая правовая оценка, судами правильно применены нормы материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу N А56-47641/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2013 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по настоящему делу, произведенное определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.01.2014.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.