03 марта 2014 г. |
Дело N А56-4303/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Волхонка-автосервис" Малова В.М. (доверенность от 30.04.2013), от администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Лаврентьевой Н.С. (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волхонка-автосервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2013 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Жиляева Е.В.) по делу N А56-4303/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Волхонка-автосервис", место нахождения: 188508, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д. Виллози, Волхонское шоссе, д. 4, ОГРН 1034702183944 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, место нахождения: 188502, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д. Горбунки, д. 2, ОГРН 1024702186442 (далее - Администрация), по отказу в заключении с Обществом договора аренды земельного участка площадью 12 000 кв. м с кадастровым номером 47:14:0653001:8 на три года для строительства и проектирования автозаправочного комплекса; восстановлении нарушенного права заявителя путем заключения с ним договора аренды названного земельного участка сроком на три года для указанных целей; признании незаконными действий Администрации, выразившихся в отказе предоставить Обществу постановление о проведении работ по проектированию и строительству автозаправочного комплекса на названном земельном участке сроком на три года; обязании Администрации выдать Обществу такое постановление (с учетом уточнения требований).
Решением от 07.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, в настоящее время является действующим договор от 28.07.2009 N 733 аренды земельного участка, поэтому Администрация обязана выдать Обществу постановление о проектировании и строительстве автозаправочного комплекса; доказательств того, что участок планируется изъять для общественных нужд, Администрация не представила; суд необоснованно отклонил ходатайство заявителя о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации (далее - Комитет); принятие Администрацией решения о предоставлении земельного участка в аренду подтверждается публикацией в газете "Ломоносовский районный вестник" от 24.09.2012; необходимость получения застройщиком разрешения на строительство вытекает из статей 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал, считая принятые судами акты правильными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и Обществом заключен договор от 28.07.2009 N 733 аренды земельного участка площадью 12 000 кв. м в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Виллозское сельское поселение, у Волхонского шоссе, для осуществления перевода в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения; проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования строительства автозаправочного комплекса сроком на 11,5 месяца.
Распоряжением Правительства Ленинградской области от 23.06.2010 N 306-р указанный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и земель иного специального назначения.
Письмом от 27.07.2010 N 766 Комитет сообщил о возобновлении договора аренды от 28.07.2009 N 733 на тех же условиях на неопределенный срок.
В феврале 2012 года Общество обратилось в Администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка сроком на три года для проведения работ по проектированию и строительству автозаправочного комплекса.
В ответ Администрация письмом от 28.11.2012 сообщила о невозможности предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду, так как данные земли необходимы для развития муниципальной топливной компании Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.
В декабре 2012 года Общество направило главе Администрации заявление с просьбой выдать постановление о проведении работ по проектированию и строительству автозаправочного комплекса на арендуемом земельном участке сроком на три года в связи с окончанием изыскательских работ и изменением категории земельного участка.
Письмом от 27.12.2012 N 4777/22 Администрация со ссылкой на решение межведомственной комиссии по недвижимости Администрации (протокол N 32 от 29.10.2012) сообщила об отказе в выдаче такого постановления, поскольку земельный участок необходим для муниципальных нужд в целях последующего предоставления создаваемой топливной энергетической компании, учредителем которой будет являться Администрация.
Общество, считая незаконными действия Администрации по отказу в заключении с ним договора аренды для проектирования и строительства автозаправочного комплекса, а также в выдаче разрешения на проектирование и строительство, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства установлен статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно названным нормам предоставление земельных участков для строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. В первом случае после формирования земельного участка с определением его разрешенного использования и определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение уполномоченным органом принимается решение о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов с последующей публикацией сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
Во втором случае производится выбор земельного участка и принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как установлено судами, постановлением главы муниципального образования Ломоносовский район от 28.10.2005 N 597 утвержден акт выбора земельного участка с вариантом N 2 предварительного размещения земельного участка под автозаправочный комплекс в промзоне Горелово Горской волости Ломоносовского района; Обществу предоставлен земельный участок площадь 1,2 га для проведения изыскательских работ с целью определения возможности проектирования строительства автозаправочного комплекса в аренду сроком на 11,5 месяца.
К моменту обращения Общества в феврале 2012 года к Администрации с заявлением о заключении с ним договора аренды сроком на три года для строительства автозаправочного комплекса трехлетний срок действия названного решения истек. Для предоставления земельного участка по процедуре без предварительного согласования места размещения объекта Администрация не принимала в установленном порядке решение о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов.
В таком случае суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Администрации оснований для предоставления Обществу земельного участка в аренду для проектирования и строительства автозаправочного комплекса сроком на три года. Поскольку земельный участок для строительства Обществу не предоставлен, нет оснований и для принятия по его заявлению распорядительного акта о разрешении строительства.
Доводами жалобы не опровергаются выводы судов. Наличие договора аренды земельного участка, предоставленного для проведения изыскательских работ, не является основанием для выдачи арендатору постановления о проведении работ по проектированию и строительству. Публикация в газете "Ломоносовский районный вестник" сообщения о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью 12 000 кв. м для строительства автозаправочного комплекса при наличии еще одного заявления по вопросу о предоставлении земельного участка также не может служить основанием для предоставления земельного участка в аренду Обществу. О правах Комитета суд решения не принимал.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 2000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 N 139), заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1000 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по чек-ордеру Северо-Западного банка ОАО "Сбербанк России" от 20.01.2014, операция N 2307771444.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А56-4303/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волхонка-автосервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Волхонка-автосервис", место нахождения: 188508, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д. Виллози, Волхонское шоссе, д. 4, ОГРН 1034702183944, из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.