04 марта 2014 г. |
Дело N А21-3550/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г.,
при участии от Калининградской областной таможни Валюженич Т.В. (доверенность от 17.12.2013 N 05-35/31426) и Полищук Т.В. (доверенность от 23.12.2013 N 05-35/32047),
рассмотрев 25.02.2014 в открытом судебном заседании поступившую в электронном виде кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2013 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 (судьи Есипова О.И., Зотеева Л.В., Шульга Л.А.) по делу N А21-3550/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АграТрак", место нахождения: 238750, Калининградская область, город Советск, улица Девятого Января, дом 26, 10, ОГРН 1113926014454 (далее - заявитель, общество, ООО "АграТрак"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Калининградской областной таможни, место нахождения: 236006, Калининград, Гвардейский проспект, дом. 30, ОГРН 1083925999992 (далее - таможня, таможенный орган) от 04.02.2013 о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по декларации на товары N 10226060/231212/0022515 (далее - ДТ).
Решением суда от 24.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.11.2013, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 24.07.2013 и постановление от 18.11.2013, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению подателя жалобы, обществом таможенная стоимость заявлена произвольно, с нарушением принципов, изложенных в статье 10 Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" от 25.10.2008.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на основании внешнеэкономического контракта от 02.11.2012 N 26-021112, заключенного с компанией UAB "DEREMIKA" (Литовская Республика), с целью таможенного оформления товара - "бетононасос "Putzmeister" на рамной конструкции (идентификационный номер РМ-22950500213, распределительная стрела (мачта) 20 м, бывший в употреблении, 1995 года выпуска, с возможностью установки на шасси грузового автомобиля" подало в таможню ДТ N 10226060/231212/0022515.
Таможенная стоимость товара определена обществом по шестому (резервному) методу на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило в таможню контракт от 02.11.2012 N 26-021112, Международную товарно-транспортную накладную от 11.12.2012, счет-фактуру за перевозку от 12.12.2012 N 066, договор перевозки от 01.11.2012 N 012 и отчет об определении рыночной стоимости от 13.12.2012 N 01/12-12.
В декларации таможенной стоимости (ДТС-2) общество заявило таможенную стоимость товара в размере 369 610,58 рублей, которая состоит из стоимости товара - 363 616,89 рублей и транспортных расходов - 5 993,69 рублей.
В ходе контрольных мероприятий таможня пришла к выводу о том, что представленными декларантом документами не подтверждается заявленная таможенная стоимость товара и запросила дополнительные документы, после чего приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара от 04.02.2013 по резервному методу на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами, произведенными в Германии, согласно которому таможенная стоимость ввезенного обществом товара составила 493 759,50 рублей.
В качестве ценовой информации таможенным органом в соответствии со статьей 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) использованы сведения из ТД N 10209095/010612/0003398, имеющиеся в распоряжении таможенного органа.
Полагая произведенную таможенным органом корректировку таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10226060/231212/0022515, незаконной, общество оспорило решение таможни в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, посчитав, что общество подтвердило заявленную им таможенную стоимость товара надлежащими документами, а таможенный орган не обосновал необходимость ее корректировки, удовлетворил заявление общества.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о ее корректировке.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 1 статьи 69 ТК ТС). Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, а декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
При этом пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, регламентирован Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза".
Основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения (пункт 1 статьи 2 Соглашения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения, при выполнении условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы, указанные в названном пункте.
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения, в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с названной статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с означенной статьей допускается гибкость при их применении (пункт 2 статьи 10 Соглашения).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 3 статьи 2 Соглашения и пункт 4 статьи 65 ТК ТС).
Статья 183 ТК ТС содержит перечень документов, которыми должна сопровождаться подача таможенной декларации, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, (далее - Порядок), сведения о таможенной стоимости товара заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.
В соответствии с пунктом 2 Порядка приоритетное право выбора метода определения таможенной стоимости принадлежит декларанту.
При определении таможенной стоимости товаров методами определения таможенной стоимости, предусмотренными статьями 6 - 10 Соглашения, заполняется ДТС-2 (пункт 7 Порядка).
Пунктом 27 Порядка предусмотрены правила заполнения второй формы ДТС-2 для шестого метода на основе первого метода, а именно: графы 11 - 25 заполняются применительно к порядку заполнения граф 11 - 25 ДТС-1 с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 Порядка. При этом все сведения, приводимые в названных графах, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 22 Порядка лицом, заполняющим графу 11а, в первой строке указывается в валюте счета цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Во второй строке указывается в валюте государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате. В скобках приводятся код валюты счета и соответствующий курс валюты счета к валюте государства - члена Таможенного союза на день регистрации декларации на товары.
В графе 11б ДТС-2 указывается сумма косвенных платежей в валюте государства - члена Таможенного союза. В этой графе отражается величина поправки к цене, подтвержденная документами декларанта и соответствующими расчетами, для случаев, когда имелись соответствующие условия или обязательства. Иначе говоря, декларант должен указать в графе 11б ДТС-2 фактически понесенные им косвенные затраты (если они были) и подтвердить их соответствующими документами, а не определять эти затраты расчетным путем.
В данном случае таможенная стоимость товара, заявлена декларантом в ДТС-2 по резервному методу определения таможенной стоимости, в качестве базового указан метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами и составила - 369 610,58 рублей.
В графе 11а бланка ДТС-2 декларантом заявлена цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары - 3 500 евро (139 852,65 рублей). В то же время сумма косвенных платежей 223 764,24 рублей, заявленная декларантом в графе 11б ДТС-2, представляет собой арифметическую разницу рыночной стоимости, указанной в отчете от 13.12.2012 об определении рыночной стоимости товара и составляющей 9 100 евро (363 616,89 рублей) и стоимости сделки товара, указанной в инвойсе, - 3 500 евро (139 852,65 рублей).
Таким образом, кассационный суд находит обоснованными доводы кассационной жалобы о том, что расчет декларируемой таможенной стоимости в ДТС-2, представленный декларантом в таможню, не соответствует требованиям Порядка, а именно: заявленные в графе 11б бланка ДТС-2 косвенные платежи документально не подтверждены декларантом, следовательно, не подтверждена и таможенная стоимость товара (369 610,58 рублей), указанная в графе 25 ДТС-2. складывающаяся из основы для расчета таможенной стоимости (графа 12 ДТС-2).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что таможенная стоимость спорного товара определена в нарушение принципов определения таможенной стоимости по шестому методу на основе первого метода, предусмотренных статьей 10 Соглашения и пунктом 27 Порядка, в связи с чем является произвольной, поскольку фактически является рыночной стоимостью объекта оценки, рассчитанной экспертом в отчете от 19.12.2012 N 01/12-12 по данным интернет-сайта www.mascus.ru, дополненной с учетом расходов по перевозке (транспортировке) товара до города Советска в размере 5 993,69 рублей.
Судами установлено, что таможня в ходе проведения дополнительной проверки предложила обществу представить документы и пояснения в подтверждение правильности определения таможенной стоимости товара, заявленной в декларации (в связи с тем, что документально не подтверждены заявленные декларантом косвенные платежи). Однако общество сообщило, что все имеющиеся документы и сведения о товаре им представлены в полном объеме (пояснение от 14.12.2012 N 4).
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств (пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 96).
Решение таможенного органа от 04.02.2013 о корректировке таможенной стоимости по ДТ принято по шестому методу на основе третьего метода на основании статьи 10 Соглашения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Соглашения таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров, определенная согласно положениям настоящей статьи, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях.
Принципы однородности изложены в пункте 1 статьи 3 Соглашения, согласно которым "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Таможенного союза. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
Решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10226060/231212/0022515 на основании статьи 10 Соглашения принято на основе ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможни по однородным товарам, оформленным по декларации на товары N 10209095/010612/0003398, по которой принята стоимость сделки. Копия данной декларации, содержащая информацию о том, на каких условиях осуществлялась поставка однородного товара, страна происхождения товара, страна вывоза, вид транспорта, имеется в материалах дела.
Таможня доказала правомерность вынесенного ею решения о корректировке таможенной стоимости товара, и у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для признания его незаконным.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу N А21-3550/2013 отменить.
В удовлетворении заявленного требования обществу с ограниченной ответственностью "Агра Трак" отказать.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.