08 апреля 2014 г. |
Дело N А56-41779/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" Куцобина А.С. (доверенность от 11.12.2013 N 02-1/260), Кочергина В.В. (доверенность от 11.12.2013 N 02-1/266), Светенкова Д.В. (доверенность от 11.12.2013 N 02-1/265), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Козловой О.А. (доверенность от 10.01.2014 N 09/69),
рассмотрев 01.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2013 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 (судьи Фокина Е.А., Абакумова И.Д., Савицкая И.Г.) по делу N А56-41779/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", место нахождения: 196128, Санкт-Петербург, Варшавская улица, дом 3, ОГРН 1027804862755 (далее - общество, заявитель, ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я Линия В.О., дом 13, литера А ОГРН 1027809242933 (далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) от 06.06.2013 по делу N К10-28/12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, переулок Антоненко, дом 4, ОГРН 1037843011931 (далее - комитет), общество с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз", место нахождения: 191180, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 90, корпус 1, литер А, ОГРН 1047833005406 (далее - ООО "ПетербургГаз"), закрытое акционерное общество "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Галерная улица, дом 20-22, литер А, ОГРН 1047833003261 (далее - ЗАО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург"), Полянская Наталья Борисовна.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.12.2013, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 20.09.2013 и постановление от 24.12.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы полагает, что выдача заключений на платной основе не противоречит нормам действующего законодательства. Также заявитель указывает на допущенные управлением нарушения в части выдачи обществу предупреждения после возбуждения дела.
Управление в представленном отзыве на кассационную жалобу считает ее доводы несостоятельными, просит оставить судебные акты по настоящему делу без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель управления возражал против ее удовлетворения, считая вынесенные по настоящему делу судебные акты законными и обоснованными.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании письма Полянской Н.Б. от 17.11.2011 N ИА/5483-ПР (вх. N 15598 от 25.11.2011) управление провело проверку по доводам жалобы и установило следующее: заявитель является 100% дочерним обществом ОАО "Газпром" и на основании договора с ОАО "Газпром" оказывает услуги по транспортировке природного газа по магистральным газопроводам в границах своей эксплуатационной ответственности на территории девяти субъектов Российской Федерации; Санкт-Петербург, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской, Смоленской, Калининградской, Брянской (частично) областей и республики Карелия от границ газотранспортных организаций ООО "Газпром трансгаз Ухта" и ООО "Газпром трансгаз Москва" до границ газораспределительных организаций, в том числе ОАО "Смоленскоблгаз", ООО "Петербурггаз", и до государственных границ.
Общество является газотранспортной организацией, на вышеперечисленных территориях субъектов Российской Федерации иные газотранспортные организации, транспортирующие природный газ по магистральным водопроводам, отсутствуют.
ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" включено в раздел II Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе - "Транспортировка газа по трубопроводам" и на основании пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке транспортировки природного газа по магистральным трубопроводам в указанных субъектах Российской Федерации.
В своем решении от 06.06.2013 по делу N К10-28/12 (исх. N 10/8022 от 06.06.2013) управление пришло к выводу, что понуждение потребителей к оплате услуг по выдаче заключений о технической возможности подачи природного газа газотранспортной организацией является формой навязывания невыгодных условий, которая препятствует потребителю пользоваться газом на основании заключаемых в соответствии с действующим законодательством договоров, и является нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Также обществу выдано предписание от 06.06.2013 по делу N К10-28/12 (исх. N 10/8022-1 от 06.06.2013) согласно которому общество обязано выдавать организации-потребителю документ о согласовании использования природного газа, который ей необходим для получения у уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга разрешения на использование природного газа в качестве основанного вида топлива, без взимания платы.
Не согласившись с решением и предписанием, ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" оспорил их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным наличие в действиях общества нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).
При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ).
Правила определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) закреплены в статье 5 Закона N 135-ФЗ.
Определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках отнесено к числу полномочий территориального антимонопольного органа, закрепленных в пункте 10 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ.
Частью 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) услуги по транспортировки газа по трубопроводам относятся к естественной монополии.
ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" включено в раздел II Реестра субъектов естественных монополий и в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ занимает доминирующее положение на рынках услуг по транспортировке газа в границах газотранспортных сетей.
Квалифицируя действия хозяйствующего субъекта как нарушение им запретов на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренных Законом N 135-ФЗ, в частности частью 1 статьи 10 названного Закона, антимонопольный орган обязан доказать, что результатом именно таких действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из буквального толкования части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ следует, что злоупотребления могут касаться как конкретного лица, так и абстрактного широкого круга лиц, чьи права и интересы могут быть ущемлены действия хозяйствующего субъекта.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого является навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно пункту 4 Положения об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества "Газпром" и к газораспределительным сетям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 858 любая организация на территории Российской Федерации имеет право недискриминационного доступа к газотранспортной системе ОАО "Газпром" для транспортировки газа.
В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162) поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов
Технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются газораспределительной организацией. Для получения этих условий организация представляет заявление с приложением копии топливного режима, плана расположения производственных объектов и газоиспользующего оборудования, технических характеристик газоиспользующего оборудования и планируемых объемов потребления газа (пункт 15 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемых решения и предписания УФАС)
Правила N 317 не содержат сведений о необходимости получения заключения о технической возможности подачи природного газа газотранспортной организацией.
Частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) установлено, что технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.
В соответствии с Правилами N 162, в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемых решения и предписания УФАС, (далее - Правила поставки газа) и распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 08.04.2002 N 525-ра (далее - Распоряжение N 525-ра) для получения технических условий на подключение к газотранспортной системе и разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на использование газа в качестве основного вида топлива, потребителю необходимо получить заключение газотранспортной организации, которой в данном случае является ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург".
Порядок выдачи разрешения на использование газа в качестве топлива на дату вынесения оспариваемого решения УФАС был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 N 832.
В соответствии с совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской федерации N 33, Министерства энергетики Российской Федерации N 358, открытого акционерного общества "Газпром" N 101 от 15.10.2002 перечень документов, прилагаемых к ходатайству об установлении вида топлива, носит рекомендательный характер.
Транспортировка газа неразрывно связана с согласованием технической возможности поставки газа. Согласование технической возможности поставки природного газа осуществляется непосредственно с целью обеспечения возможности последующей транспортировки газа для потребителя, то есть является обязательной составной частью единого технологического процесса по транспортировке газа.
Таким образом, судебные инстанции правомерно поддержали вывод УФАС о том, что выдача обществом заключений о технической возможности подачи природного газа осуществляется в рамках основной деятельности ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" по транспортировке газа.
Следовательно, понуждение организаций-потребителей природного газа к оплате услуг по выдаче заключений о технической возможности подачи газа в качестве документа о согласовании использования природного газа содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Довод общества о нарушении управлением порядка выдачи предупреждения судом кассационной инстанции отклоняется как необоснованный.
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Поскольку в данном случае дело N К10-28/12 возбуждено приказом УФАС от 24.02.2012 N 47-ОВ по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, то выдачи предупреждения до возбуждения дела не требовалось.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А56-41779/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.