14 апреля 2014 г. |
Дело N А13-4242/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Захаровой М.В., Каменева А.Л.,
при участии от бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Вологодской области "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" директора Копылова С.А. (приказ от 26.03.2003 N 72-к),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.09.2013 (судья Свиридовская М.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А13-4242/2013,
установил:
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" (далее - Колледж) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент имущественных отношений), муниципальному образованию "Город Великий Устюг" в лице администрации муниципального образования "Город Великий Устюг" (далее - Администрация города) о прекращении права оперативного управления на неиспользуемое в образовательном процессе недвижимое имущество: нежилое здание библиотеки общей площадью 354,4 кв.м с инвентарным номером 2526, лит. Б, расположенное по адресу: Вологодская область, г. Великий Устюг, Советский пр., д. 129; жилое здание общежития общей площадью 610,6 кв.м с инвентарным номером 2409/А, лит. А, расположенное по адресу: Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д. 37.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, муниципальное образование "Великоустюгский муниципальный район" в лице администрации (далее - Администрация района), Департамент образования Вологодской области (далее - Департамент образования).
Решением от 16.09.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2013, иск к Департаменту имущественных отношений удовлетворен; в удовлетворении иска к Администрации города отказано.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, просит отменить решение от 16.09.2013 и постановление от 24.12.2013 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. При подаче жалобы Департамент имущественных отношений ходатайствовал о ее рассмотрении в отсутствие своих представителей.
В отзыве на кассационную жалобу Колледж просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании директор Колледжа возражал против удовлетворения жалобы, в частности указав на то, что обжалуемые судебные акты исполнены и спорное имущество не находится на балансе истца.
Остальные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением от 13.05.2011 N 808-р (т.д. 1, л. 91-93) Департамент имущественных отношений по согласованию с Департаментом образования закрепил за Колледжем на праве оперативного управления здание библиотеки общей площадью 354,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Великий Устюг, Советский пр., д. 129, а также здание общежития общей площадью 610,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д. 37, ранее находившиеся на балансе государственного образовательного учреждения "Профессиональное училище N 3" (далее - Училище).
Заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений государственного жилищного фонда Вологодской области от 10.06.2011 здание общежития по адресу: г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д. 37 признано непригодным для проживания (т.д. 1, л. 94-95).
В служебной записке от 30.06.2011 N 092 (т.д. 1, л. 96), направленной в Департамент образования, Колледж сообщил, что переданные ему здания общежития и библиотеки не могут быть использованы для целей деятельности образовательного учреждения; в обоих зданиях проживают работники Училища и граждане, не имеющие отношения к Колледжу. С учетом изложенного Колледж указал на необходимость передачи данного недвижимого имущества на баланс бюджетного учреждения жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области "Вологдаоблжилкомхоз" (далее - БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз").
В письме от 30.06.2011 N 092, адресованном Департаменту имущественных отношений, Колледж просил оказать содействие в поиске другого лица, на баланс которого могут быть переданы названные здания. При этом Колледж сослался на отсутствие возможности использования объектов, поскольку в них на законных основаниях проживают граждане (т.д. 1, л. 102).
В письме от 30.06.2011 N 096 Колледж со ссылкой на указанные обстоятельства обратился в Департамент развития муниципальных образований Вологодской области (далее - Департамент развития муниципальных образований) с просьбой оказать содействие в поиске иного балансодержателя для библиотеки и общежития (т.д. 1, л. 101).
В ответ на обращение Департамент развития муниципальных образований сообщил Колледжу, что считает целесообразным рассмотреть возможность передачи здания общежития в муниципальную собственность Великоустюгского муниципального района с последующим включением в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (т.д. 1, л. 103).
Департамент образования 01.08.2011 рекомендовал Колледжу обратиться в Администрацию района для решения вопроса о передаче зданий библиотеки и общежития в собственность муниципального образования "Город Великий Устюг" (т.д. 1, л. 104).
Департамент имущественных отношений 01.08.2011 уведомил Колледж, что им направлен запрос в Департамент развития муниципальных образований о возможности передачи зданий на баланс БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" (т.д. 1, л. 105).
Рассмотрев обращение Колледжа о передаче зданий, Администрация района письмом от 02.09.2011 предложила Колледжу обратиться в Администрацию города (т.д. 1, л. 106).
Администрация города 28.09.2011 уведомила Колледж о невозможности принять здание общежития в муниципальную собственность ввиду его непригодности для проживания граждан. Вопрос о передаче прав на здание библиотеки Администрация города посчитала возможным рассмотреть в случае перевода этого здания из нежилого в жилое (т.д. 1, л. 107).
Договором от 14.02.2012 N 5, заключенным между Колледжем и Департаментом имущественных отношений, определен порядок использования имущества, закрепленного за Колледжем на праве оперативного управления, в том числе здания библиотеки, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Великий Устюг, Советский пр., д. 129, и здания общежития, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д. 37 (т.д. 1, л. 57-87).
Право оперативного управления на здания библиотеки и общежития зарегистрировано в установленном порядке 01.03.2012 (т.д. 1, л. 88, 89).
Колледж 07.02.2013 обратился в Департамент имущественных отношений с просьбой об изъятии у него данных зданий, поскольку они не используются в образовательном процессе (т.д. 1, л. 121).
Обращение об оказании содействия в исключении зданий библиотеки и общежития из оперативного управления направлялось Колледжем в Великоустюгскую межрайонную прокуратуру. Письмом от 20.02.2013 прокуратура уведомила Колледж об удовлетворении обращения и подготовке представления в Департамент имущественных отношений об устранении нарушений законодательства об образовании (т.д. 1, л. 125).
В письме от 20.02.2013 Колледж сообщил Департаменту образования о невозможности дальнейшего выполнения им функций по организации проживания граждан и решению социальных проблем, не относящихся к компетенции образовательного учреждения (т.д. 1, л. 126).
Департамент образования 25.02.2013 уведомил Колледж, что не возражает против изъятия из оперативного управления здания общежития, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Сахарова, д. 37, и передачи здания в казну Вологодской области (т.д. 1, л. 127).
Полагая, что при таких обстоятельствах право оперативного управления на здания общежития и библиотеки должно быть прекращено, Колледж обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск в части требований к Департаменту имущественных отношений, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 295, 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом суды учли, что здания общежития и библиотеки не используются истцом в образовательном процессе, однако он несет бремя их содержания. Поскольку в данных зданиях зарегистрированы и проживают граждане, Колледж вынужден заключать договоры найма помещений, заниматься организацией оказания услуг отопления, электроснабжения, водоснабжения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сферах науки и образования органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются бюджетные учреждения.
Из положений пункта 1 статьи 120, пункта 1 статьи 296 ГК РФ следует, что за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.
Колледж, являясь бюджетным учреждением, в соответствии с пунктом 3.8 его Устава использует закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное на средства, выделенные ему Департаментом образования, исключительно для целей своей деятельности, отраженных в уставе. При этом пунктом 3.10 устава на Колледж возложена обязанность эффективного использования имущества, находящегося в его оперативном управлении (т.д. 1, л. 29).
Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что спорные здания общежития и библиотеки с момента их закрепления за Колледжем на праве оперативного управления не использовались и не могли быть использованы для осуществления образовательной деятельности.
Выполнение истцом функций жилищно-эксплуатационной организации по отношению к помещениям общежития и библиотеки, в которых проживают не работающие и не обучающиеся в Колледже граждане, не согласуется с положениями Закона об образовании и не соответствует целям создания и деятельности образовательного учреждения, отраженным в уставе Колледжа.
Пунктом 4.3 договора от 14.02.2012 N 5 установлена возможность изъятия у Колледжа закрепленного за ним имущества по его обращению.
Неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником имущества на основании пункта 2 статьи 296 ГК РФ.
В соответствии с уставом Колледжа его учредителем и собственником имущества является Вологодская область, от имени которой на основании статьи 125 ГК РФ выступают соответствующие органы исполнительной власти в рамках их компетенции.
Положениями части 3 статьи 8 Закона Вологодской области от 17.04.1996 N 73-ОЗ "Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности Вологодской области" установлено, что орган по управлению имуществом вправе, с согласия отраслевого органа, изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество области, закрепленное за государственным учреждением области.
Процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством, равно как и законодательством Вологодской области, не регламентированы, что затрудняет обжалование действий (бездействия) уполномоченных на изъятие органов.
Как усматривается из материалов дела, Департамент образования, осуществляющий управление в сфере образования, в том числе при реализации полномочий учредителя образовательных организаций области (пункты 1.1, 3.1, 3.2 Положения о Департаменте образования Вологодской области, утвержденного постановлением правительства Вологодского области от 20.10.1009 N 1586), разделяет позицию Колледжа о необходимости передачи неиспользуемых зданий общежития и библиотеки иному лицу (т.д. 1, л. 104, 127).
Доводы кассационной жалобы о необоснованности требования Колледжа в силу отсутствия у него правомочий по распоряжению переданным имуществом, не могут быть приняты во внимание. Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ" учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.06.2013 (т.д. 2, л. 22, 23) правообладателями спорных объектов недвижимости являются Вологодская область (вид права - собственность) и Колледж (вид права - оперативное управление). Следовательно, при прекращении права оперативного управления Колледжа на здания общежития и библиотеки данные объекты остаются в собственности Вологодской области, что согласуется с положениями статьи 236 ГК РФ.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций с учетом фактических обстоятельств настоящего дела, пришли к обоснованному выводу, что право оперативного управления в данном случае может быть прекращено по иску Колледжа.
Оснований для иной оценки выводов судов в части отказа в иске к Администрации города у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка подателя жалобы на неправильное применение судом первой инстанции положений статьи 110 АПК РФ является необоснованной. Как указано в пункте 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела и необходимость сохранения баланса законных интересов сторон спора, а также учитывая позицию Департамента образования по вопросу о возможности изъятия спорных объектов, вступление решения от 16.09.2013 в законную силу и его исполнение, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.09.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А13-4242/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.