28 апреля 2014 г. |
Дело N А56-2489/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Власовой М.Г.,
судей Коробова К.Ю., Марьянковой Н.В.,
рассмотрев 24.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сити Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2013 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014 по делу N А56-2489/2012 (судьи Слобожанина В.Б., Несмиян С.И., Черемошкина В.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Сити Сервис", место нахождения: 198260, Санкт-Петербург, ул. Стойкости, д.19, кор. 3, ОГРН 1037819021459 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Кировское городское поселение" муниципального образования "Кировский муниципальный район Ленинградской области" о взыскании 714 297 руб. 19 коп. задолженности по договору от 01.03.2008 N 38-08/Кир управления многоквартирным домом за период с 01.03.2008 по 31.12.2010.
Протокольным определением суда первой инстанции от 05.04.2012 удовлетворено ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего - муниципальное образование Кировское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области в лице администрации муниципального образования Кировское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области, место нахождения: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, Новая ул., д. 1, ОГРН 1054700325855 (далее - Администрация).
Решением от 12.04.2012, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции от 30.07.2012 и суда кассационной инстанции от 27.11.2012, исковые требования удовлетворены.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 27.08.2013 N ВАС-1740/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 12.04.2012, постановлений суда апелляционной инстанции от 30.07.2012 и суда кассационной инстанции от 27.11.2012 отказано. Вместе с тем надзорной инстанцией указано на возможность пересмотра указанных судебных актов по новым обстоятельствам с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 N 15066/12 (далее - постановление N 15066/12).
Администрация, ссылаясь на постановление N 15066/12, обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам вступившего в законную силу решения суда от 12.04.2012 по настоящему делу.
Решением суда от 26.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на правовую неидентичность настоящего дела и дела, рассмотренного Президиумом ВАС РФ с вынесением постановления N 15066/12, просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец как управляющая компания взыскивает с Администрации задолженность за обслуживание жилых помещений, находящихся в собственности Администрации. Жилые помещения заселены.
Администрация, исходя из правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в постановлении N 15066/12 обратилась в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения суда. Согласно указанной правовой позиции плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также за коммунальные услуги вносит управляющей компании не собственник, а наниматели жилых помещений многоквартирного дома. Собственник несет такие расходы только до заселения помещений, принадлежащих ответчику.
Суд правомерно удовлетворил заявление о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 310 АПК РФ вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 311 АПК РФ новым обстоятельством является определение либо изменение в постановлении Пленума ВАС РФ или в постановлении Президиума ВАС РФ практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте ВАС РФ содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
В постановлении N 15066/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также за коммунальные услуги вносит управляющей компании не собственник, а наниматели жилых помещений многоквартирного дома. Собственник несет такие расходы только до заселения помещений, принадлежащих ответчику. В этом постановлении указано на возможность пересмотра судебных актов, принятых по делам со схожими фактическими обстоятельствами.
Суд первой инстанции правильно признал наличие оснований для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Доводы Общества о несхожести фактических обстоятельств настоящего дела и дела, рассмотренного Президиумом ВАС РФ, несостоятельны.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ обязанность вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги по заселенным квартирам несет не публичный собственник, а наниматели.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Частью 1 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.
Обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма также предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 статьи 67 ЖК РФ.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если она осуществляет управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что в настоящем деле речь идет о неуплате задолженности по заселенным жилым помещениям, в которых проживают наниматели.
Нарушений требований статьи 317 АПК РФ, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014 по делу N А56-2489/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сити Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.