24 апреля 2014 г. |
Дело N А42-4217/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л. и Захаровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2013 (судья Востряков К.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А42-4217/2013,
установил:
открытое акционерное общество "АрктикКом", место нахождения: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100847881 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 9487 кв.м., с кадастровым номером 51:20:003181:0014, расположенного по адресу: Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Свердлова, в размере его рыночной стоимости равной 13 804 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска, место нахождения: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004 (далее - Комитет) и правительство Мурманской области, место нахождения: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100847881 (далее - Правительство).
Решением суда первой инстанции от 07.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что в нарушение положений статей 6, 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) проведена на основании заявления арендатора, а не собственника.
Кадастровая палата в отзыве на жалобу указала, что оставляет вопрос об удовлетворении кассационной жалобы Правительства на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на основании договора аренды от 03.02.1995 N 1031 предоставлен земельный участок площадью 9487 кв.м, с кадастровым номером 51:20:003181:0014 (предыдущий кадастровый номер 3-181-006-А), расположенный по адресу: Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Свердлова, для эксплуатации здания магазина со складскими помещениями. Указанное здание магазина общей площадью 5275,2 кв.м принадлежит Обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 01.03.2012 серия 51-АВ N 297095 (повторное).
Постановлением Правительства от 28.08.2012 N 425-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области по состоянию на 01.01.2011, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 123 762 373 руб. 89 коп. Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости.
Обществом проведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненная оценщиком Вовк Инной Ивановной. Согласно отчету от 30.05.2013 N 26/13-М рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:003181:0014 по состоянию на 01.01.2011 составила 13 804 000 руб.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость арендуемого земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ, определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 указанной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ") установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11), права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Судами установлено, что Общество не оспаривает кадастровую оценку спорного земельного участка, истец просит внести сведения о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:003181:0014, определенной оценщиком, в качестве его кадастровой стоимости.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обосновании своих требований Общество представило отчет от 30.05.2013 N 26/13-М об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011. Соответствие указанного отчета требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 27.06.2013 N 130621-644-78, выполненным некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки".
Суды, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленный в материалы дела отчет от 30.05.2013 N 26/13-М, с учетом заключения экспертизы от 27.06.2013, пришли к выводу о том, что данный отчет является допустимым и достоверным доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оценщиком рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2011 определена неверно, а также доказательств несоответствия указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности ответчиком не представлено.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:003181:0014, в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете от 30.05.2013 N 26/13-М и составляющей 13 804 000 руб.
Довод Правительства о том, что заключение оценщика является ненадлежащим доказательством по делу, судом кассационной инстанции отклоняется. Правительство не представило никаких документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость земельного участка является иной и определена оценщиком Вовк И.И. с нарушением законодательства об оценочной деятельности.
Несостоятелен довод подателя жалобы о том, что Общество, являющееся арендатором земельного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества.
Согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Кассационная инстанция считает, что суды, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно удовлетворили требования Общества, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу N А42-4217/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.