28 апреля 2014 г. |
Дело N А56-45069/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Коенена В.Л. (доверенность от 31.03.2014 N 05/П3ГДКР/122), от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Рябова С.В. (доверенность от 23.08.2011 N 7/2735),
рассмотрев 21.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2013 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 (судьи Черемошкина В.В., Несмиян С.И., Слобожанина В.Б.) по делу N А56-45069/2013,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", 190000, Санкт-Петербург, ул. М. Морская, д. 12, ОГРН 1027810310274 (далее - ГУП "ТЭК СПб", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП, Комитет) от 11.07.2013 N 7/2639 об устранении нарушений при производстве работ на территории объекта культурного наследия Усадьбе Шуваловых (Воронцовой- Дашковой Е.А.) "Парголово" в г. Санкт-Петербурге, вдоль ул. Вологдина.
Решением от 18.10.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 17.01.2014 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ГУП "ТЭК СПб", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение. Податель жалобы исходит из того, что поскольку работы по замене сетей выполняло Предприятие, а подрядчик - общество с ограниченной ответственностью "Топфлор Северо-Запад", то предприятие не нарушало правила проведения земляных, строительных и иных работ на объекте культурного наследия.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 27.06.2013 сотрудником Комитета проведен визуальный осмотр объекта культурного наследия федерального значения - Усадьбы Шуваловых (Воронцовой-Дашковой Е.А.) "Парголово", парк, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Шуваловский парк, ул. Вологдина, 2, о чем составлен акт от 27.06.2013.
В результате осмотра установлено, что на территории объекта от котельной, расположенной адресу: Санкт-Петербург, ул. Вологдина, д. 2, литера А вдоль ул. Вологдина ведутся работы по замене тепловых сетей (откопка траншеи, укладка новых труб, монтаж тепловых камер). В процессе перекладки тепловых сетей разъезжены газоны, отсутствуют защитные ограждения деревьев, строительные материалы (в том числе щебень, песок, трубы, бетонные кольца для монтажа колодцев) складированы на корневых системах деревьев, не в соответствии с проектом организации строительства (далее - ПОС). Работы в массиве деревьев выполняются тяжелой строительной техникой. Разрешение КГИОП на право работ на объекте культурного наследия отсутствует.
В целях устранения выявленных нарушений КГИОП 11.07.2013 вынес предписание N 7/2639, согласно которому ГУП "ТЭК СПб" обязано в течение 1 суток с момента получения данного предписания приостановить ведение работ без разрешения КГИОП на территории объекта культурного наследия (пункт 1 предписания); в течение 3 суток с момента получения данного предписания складировать материалы в соответствии с ПОС вне корневых систем деревьев на территории объекта культурного наследия (пункт 2 предписания); в течение 2 месяцев с момента получения данного предписания силами специализированной организации выполнить подкормки деревьев, поврежденных в процессе производства работ по замене тепловых сетей на территории объекта культурного наследия (пункт 3 предписания).
ГУП "ТЭК СПб" оспорил пункты 2 и 3 данного предписания в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что предписание является правомерным, так как ГУП "ТЭК СПб" как заказчик обязано получить разрешение КГИОП.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Как установлено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 2 статьи 35 Закона N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге" Шуваловский парк является объектом культурного наследия Федерального значения.
Согласно материалам дела между ГУП "ТЭК СПб" (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Топфлор Северо-Запад" (Подрядчик) заключен договор от 09.07.2012 N 192/677-12 (далее - Договор) на выполнение работ по полной замене тепловых сетей на указанном выше объекте.
В материалы дела представлено задание на научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения от 16.05.2011 N У-(3410-3412)-2, выданное заказчику - ГУП "ТЭК СПб", в соответствии с которым в состав работ входит сохранение существующих деревьев (лист дела 60 - 61).
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, суды в ходе судебного разбирательства пришли к выводу о том, что разрешение на проведение работ КГИОП возложено на заказчика - ГУП "ТЭК СПб", ответственность за некачественное выполнение работ несет заказчик.
В данном случае само по себе проведение названных работ без разрешения КГИОП является нарушением Закона N 73-ФЗ.
Суды обоснованно установили нарушение Предприятием требований законодательства об объектах культурного наследия.
В связи с этим суды правомерно отказали в признании недействительными пунктов 2 и 3 оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отменен не подлежат.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 по делу N А56-45069/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.