13 мая 2014 г. |
Дело N А44-3821/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.05.2014.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Стрелова И.М.,
судей Боголюбовой Е.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области Иванова Д.В. (доверенность от 03.10.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.10.2013 (судья Драчен А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 (судьи Романова А.В., Зорина Ю.В., Шадрина А.Н.) по делу N А44-3821/2013,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Великого Новгорода (далее - Администрация) об обязании передать в федеральную собственность нежилое помещение общей площадью 606,2 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0002, нежилое помещение общей площадью 11,7 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0008, нежилое помещение общей площадью 20,1 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0012, нежилое помещение общей площадью 20,2 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0015, нежилое помещение общей площадью 22,4 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0013, нежилое помещение общей площадью 19,9 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0014, расположенные по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55б.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее - Управление Росреестра), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (далее - УМВД РФ по Новгородской области), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Великий Новгород (далее - УМВД РФ по Великому Новгороду).
Решением от 25.10.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2014, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 25.10.2013 и постановление от 04.02.2014 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
До начала судебного заседания в суд кассационной инстанции поступило ходатайство Администрации, в котором ответчик просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а также рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Управление Росреестра также ходатайствовало о рассмотрении жалобы без участия своего представителя.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества поддержал доводы кассационной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования "Городской округ Великий Новгород" находится следующее недвижимое имущество: нежилое помещение общей площадью 606,2 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0002, нежилое помещение общей площадью 11,7 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0008, нежилое помещение общей площадью 20,1 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0012, нежилое помещение общей площадью 20,2 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0015, нежилое помещение общей площадью 22,4 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0013, нежилое помещение общей площадью 19,9 кв.м с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0014, расположенные по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55б (т.д. 1, л. 73-78).
По договору от 01.01.2013 N 234/35 Комитет по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода передал названные нежилые помещения в безвозмездное пользование УМВД РФ по Великому Новгороду (т.д. 1, л. 35-40).
УМВД РФ по Новгородской области 05.05.2012 обратилось к Администрации с просьбой о передаче данных объектов в федеральную собственность.
Письмом от 09.06.2012 N 2069 Администрация сообщила УМВД РФ по Новгородской области, что считает передачу в федеральную собственность недвижимого имущества, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55б, нецелесообразной (т.д. 1, л. 32, 33).
Письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 15.05.2012 N СМ-16/14938 в рамках выполнения положений Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) Территориальным управлениям Росимущества поручено ведение работы по передаче используемых полицией земельных участков, а также зданий, сооружений, оборудования и другого имущества полиции, необходимых для обеспечения деятельности полиции, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, в федеральную собственность с последующим их закреплением на соответствующем вещном праве за структурными подразделениями Министерства внутренних дел России (т.д. 1, л. 41, 42).
УМВД РФ по Новгородской области 14.05.2013 обратилось в ТУ Росимущества с просьбой осуществить передачу используемых помещений в федеральную собственность и закрепить их за УМВД РФ по Великому Новгороду на праве оперативного управления. Как пояснило УМВД РФ по Новгородской области, Администрацией принято решение о передаче полиции другого здания, расположенного по адресу: Великий Новгород, пр. А. Корсунова, д. 28, однако при оформлении документов на передачу установлено, что это здание уже передано в областную собственность и предоставлено другой организации (т.д. 1, л. 34).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с иском о возложении обязанности на Администрацию передать занимаемые УМВД РФ по Великому Новгороду нежилые помещения в федеральную собственность.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание отсутствие волеизъявления муниципального образования "город Великий Новгород" на передачу спорных помещений в федеральную собственность. Наличие согласия собственника, по их мнению, является необходимым условием такой передачи, что следует из принятых Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 30.06.2006 N 8-П, определений от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, разъясняющих порядок применения положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции усматривает основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 48 Закона о полиции).
Иск ТУ Росимущества основан на положениях части 9 статьи 54 Закона о полиции, согласно которым используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Из данной нормы следует, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в постановлении от 17.12.2013 N 10278/13, в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой).
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.
При этом, как указал Президиум ВАС РФ в названном постановлении, по вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это решение произвольным. Необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Таким образом, с учетом приведенной правовой позиции Президиума ВАС РФ необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в частности, Законом о полиции в отношении имущества, используемого органами полиции). В связи с этим причины непринятия такого решения собственником имущества должны устанавливаться арбитражным судом в рамках каждого конкретного дела.
При рассмотрении настоящего дела мотивы отказа Администрации в передаче спорных нежилых помещений в федеральную собственность судами первой и апелляционной инстанций не исследовались.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска является недостаточно обоснованным, в силу чего обжалуемые решение от 25.10.2013 и постановление от 04.02.2014 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует принять во внимание изложенное, установить мотивы отказа Администрации в передаче спорных нежилых помещений в федеральную собственность, учесть фактическую заинтересованность муниципального образования в спорных объектах для решения вопросов местного значения и его финансово-экономические интересы и на основании этого разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А44-3821/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.