г. Вологда |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А44-3821/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 февраля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 октября 2013 года по делу N А44-3821/2013 (судья Драчен А.В.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (ОГРН 1095321003030; далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372; далее - Администрация) об обязании передать в федеральную собственность недвижимое имущество: нежилое помещение общей площадью 606,2 кв.м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0002; нежилое помещение общей площадью 11,7 кв.м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0008; нежилое помещение общей площадью 20,1 кв.м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0012; нежилое помещение общей площадью 20,2 кв.м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0015; нежилое помещение общей площадью 22,4 кв.м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0013; нежилое помещение общей площадью 19,9 кв.м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0014, расположенные по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55б.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее - Управление Росреестра), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (далее - УМВД РФ по Новгородской области), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Великий Новгород (далее - УМВД РФ по Великому Новгороду).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25.10.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
ТУ Росимущества с решением не согласилось и обратилось в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что установленная законодательными актами процедура передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную не соблюдена;
- передача спорных нежилых помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Администрация в отзыве на жалобу возражала относительно ее удовлетворения, ходатайствовала о рассмотрении жалобы без участия своего представителя. Управление Росреестра представило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя, указало на то, что не заинтересовано в разрешении спора в пользу какой-либо из сторон. Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 01.01.2013 УМВД РФ по Великому Новгороду и Комитет по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода заключили договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 234/35, согласно которому УМВД РФ по Великому Новгороду в безвозмездное пользование передано муниципальное недвижимое имущество: нежилое помещение общей площадью 606,2 кв.м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0002; нежилое помещение общей площадью 11,7 кв.м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0008; нежилое помещение общей площадью 20,1 кв.м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0012; нежилое помещение общей площадью 20,2 кв. м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0015; нежилое помещение общей площадью 22,4 кв.м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0013; нежилое помещение общей площадью 19,9 кв.м, с кадастровым номером 53:23:8114302:0152:09329:0014, расположенные по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55б.
УМВД РФ по Новгородской области обратилось к Администрации о передаче спорных объектов недвижимого имущества в федеральную собственность.
Письмом от 09.06.2012 N 2069 Администрация отказала УМВД РФ по Новгородской области в передаче в федеральную собственность объектов недвижимости, расположенных по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55б. Также Администрация пояснила, что использование вышеуказанных нежилых помещений УМВД РФ по Великому Новгороду по договору о передаче в безвозмездное пользование не противоречит федеральному законодательству.
В связи с отказом Администрации передать в федеральную собственность недвижимое имущество УМВД РФ по Новгородской области обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области с просьбой осуществить передачу используемых помещений в федеральную собственность и закрепить их на праве оперативного управления за УМВД РФ по Великому Новгороду.
Письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15.05.2012 N СМ-16/14938 в рамках выполнения положений Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" ТУ Росимущества поручено ведение работы по передаче используемых полицией земельных участков, а также зданий, сооружений, оборудования и другого имущества полиции, необходимого для обеспечения деятельности полиции, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, в федеральную собственность с последующим их закреплением на соответствующем вещном праве за структурными подразделениями МВД России.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с иском о возложении обязанности на Администрацию передать спорные объекты недвижимости в федеральную собственность.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Согласно частям 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
В соответствии с положениями части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями.
Законодательством Российской Федерации не установлен специальный порядок передачи в федеральную собственность необходимого для обеспечения деятельности полиции имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности. Порядок передачи имущества при разграничении полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями определен в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, в том числе порядок передачи в федеральную собственность находящегося в муниципальной собственности имущества, которое используется федеральными органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией, для целей, установленных в соответствии с данным Законом. Этот порядок предполагает волеизъявление собственника на передачу имущества в собственность публичного образования другого уровня, принятие соответствующего решения уполномоченным органом, составление передаточного акта.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель правомочен отнести объекты государственной собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к другому; находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УМВД РФ по городу Великий Новгород безвозмездно пользуется помещениями, расположенными по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55б. Препятствий к дальнейшему использованию объектов недвижимости не имеется.
Установленная законодательными актами процедура передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную не соблюдена, поскольку отсутствует предложение Администрации о передаче указанного имущества, выражающее ее волеизъявление, а также не проведено соответствующих согласований между правомочными органами муниципального образования и Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив отсутствие волеизъявления со стороны муниципального образования "город Великий Новгород" на передачу в федеральную собственность спорного имущества, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для понуждения муниципального образования к совершению действий по передаче спорного имущества в федеральную собственность.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, поэтому подлежат отклонению.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 октября 2013 года по делу N А44-3821/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3821/2013
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области
Ответчик: Администрация Великого Новгорода
Третье лицо: УМВД России по городу Великий Новгород, УМВД России по Новгородской области, УМВД РФ по городу Великий Новгород, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7531/14
09.07.2014 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-3821/13
13.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3175/14
04.02.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11495/13
25.10.2013 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-3821/13