20 мая 2014 г. |
Дело N А13-5257/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 19.05.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.10.2013 (судья Алимова Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 (судьи Романова А.В., Зорина Ю.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-5257/2013,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кузнецов Сергей Александрович, ОГРНИП 307352905900032 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства Вологодской области о взыскании 31 897 руб. 84 коп., к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 231 098 руб. 56 коп. компенсации по договору на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте от 24.08.2011 N 147Д.
Определением суда от 09.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства администрации города Вологды, Администрация города Вологды, Муниципальное образование "Город Вологда" в лице Департамента финансов Администрации города Вологды.
На основании определения от 02.09.2013 суд заменил наименование третьего лица Департамента городского хозяйства администрации города Вологды на - Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (далее - Департамент градостроительства).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17.10.2013 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Предпринимателя взыскано 31 897 руб. 84 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также 1001 руб. 94 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Кроме того, с Вологодской области в лице Департамента финансов за счет казны Вологодской области в пользу Предпринимателя взыскано 231 098 руб. 56 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также 7258 руб. 06 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.02.2014 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент финансов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили законодательство при определении затрат перевозчиков.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель просит жалобу отклонить.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Российской Федерации поддерживает доводы жалобы.
Участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент городского хозяйства администрации города Вологды и Предприниматель заключили договор от 24.08.2011 N 147Д на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
Согласно пункту 1.1 названного договора Предприниматель предоставляет проезд по единым именным льготным месячным проездным билетам (далее - ЕИЛМПБ) отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2.3 договора, а Департамент городского хозяйства администрации города Вологды возмещает Предпринимателю расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
Не возмещение истцу расходов на предоставление названных льгот из областного бюджета послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, проверив расчет Предпринимателя и признав за ним право на компенсацию убытков, удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1704-ОЗ) лица, указанные в пунктах 1-3 статьи 1 указанного закона, имеют право на приобретение по месту жительства ЕИЛМПБ стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Лицам, указанным в пунктах 4-31 статьи 1 Закона N 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.
В силу статьи 6 Закона Вологодской области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию.
Порядок предоставления и расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется правительством области, в части осуществления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области - с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области.
Постановлением правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 утвержден Порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по ЕИЛМПБ, согласно которому транспортными организациями ежемесячно в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области представляется отчет о затратах при предоставлении проезда по единому проездному билету отдельным категориям граждан, установленным статьей 1 Закона N 1704-ОЗ.
Предпринимателем представлен расчет недополученных доходов за спорный период.
Суд первой инстанции, проверив расчет, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Согласно пункту 19 данного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований Предпринимателя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу N А13-5257/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.