16 июня 2014 г. |
Дело N А21-7428/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 10.06.2014 в открытом судебном заседании после перерыва, объявленного 03.06.2014, кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.11.2013 (судья Шанько О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 (судьи Попова Н.М., Бурденков Д.В., Смирнова Я.Г.) по делу N А21-7428/2013,
установил:
Администрация муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", место нахождения: 238530, Калининградская область, город Зеленоградск, улица Ленина, дом 20, ОГРН 1063913020313 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Калининградской области (далее - Управление), о признании действий Управления по взысканию просроченной задолженности муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" по договору о предоставлении муниципальной гарантии от 28.07.2010 N 03-10 незаконными (необоснованными), а также обязать Управление перечислить на счет Администрации, незаконно удержанные денежные средства в размере 1 584 177 руб. 22 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по финансам и бюджету Администрации (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 12.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.02.2014, требования Администрации оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация просит решение и постановление судов двух инстанций отменить, и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Администрация, Управление и Комитет о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство финансов Калининградской области погасило задолженность муниципального унитарного предприятия "Зеленоградсктеплоэнергетика" (далее - Предприятие) перед обществом с ограниченной ответственностью "Калининградоблтоп" за поставленный в отопительном сезоне 2010-2011 годов уголь в сумме 1 524 280 руб. согласно заключенному договору о предоставлении государственной гарантии от 01.11.2010 N IV-10-0570 (далее - Договор N IV-10-0570).
В соответствии с пунктом 5.2 Договора N IV-10-0570 регрессные обязательства перед Министерством обеспечиваются муниципальной гарантией, предоставленной муниципальным образованием "Зеленоградский район" (далее - МО "Зеленоградский район").
В свою очередь между МО "Зеленоградский район" (Бенефициар), муниципальным образованием (МО) "Зеленоградское городское поселение" (Гарант) и Предприятием (Принципал) 28.07.2010 был заключен трехсторонний договор о предоставлении муниципальной гарантии N 03-10 (далее - Договор N 03-10).
Согласно пункту 2.2. Договора N 03-10 "Гарант" отвечает за исполнение "Принципалом" своих обязательств перед "Бенефициаром" по муниципальной гарантии в следующем объеме:
- основной долг, под которым понимается сумма (суммы), уплаченная "Бенефициаром" Правительству Калининградской области в счет исполнения обязательств "Принципала";
- проценты, начисленные Правительством Калининградской области "Принципалу" на сумму основного долга, исполненного "Бенефициаром" за "Принципала".
Министерство финансов Калининградской области направило в адрес главы МО "Зеленоградский район" требование от 20.11.2012 N 01-03-6147 о возмещении в доход областного бюджета суммы погашенной задолженности со сроком исполнения до 12.12.2012.
Комитетом был издан приказ от 06.05.2013 N 16 о взыскании просроченной задолженности с МО "Зеленоградское городское поселение" в размере 1 524 280 руб. - основного долга и 59 897 руб. 22 коп. начисленных просроченных процентов за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет и соответствующее уведомление для взыскания непогашенной задолженности в сумме 1 584 177 руб. 22 коп. (письмо от 11.06.2013 N 68) направлено в Управление.
Управление осуществило взыскание указанной суммы в бюджет МО "Зеленоградский район" за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет МО "Зеленоградское городское поселение".
Ссылаясь на то, что действия Управления являются незаконными и необоснованными Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявления исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.3 БК РФ в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 166.1 БК РФ федеральное казначейство обладает бюджетными полномочиями: перечисляет излишне распределенные суммы, средства, необходимые для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
К правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы статей 115 - 117 БК РФ устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обуславливаемые спецификой их субъектного состава.
В силу пункта 12 статьи 115 БК РФ средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2007 N 104н утверждены "Общие требования к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных районов" (далее - Общие требования N 104н).
В соответствии с пунктом 2.5 Общих требований N 104н в случае принятия органом, выдавшим бюджетный кредит, решения о взыскании из бюджета, получившего бюджетный кредит, суммы остатка непогашенного бюджетного кредита за счет доходов от уплаты соответствующих налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в данный бюджет, орган, выдавший бюджетный кредит, уведомляет территориальный орган Федерального казначейства о принятом решении.
Территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после получения от финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального района) решения о взыскании остатка непогашенного кредита осуществляет взыскание суммы остатка непогашенного кредита: в бюджет муниципального района - за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет соответствующего поселения.
В виду изложенного суды пришли к выводу, что действия Управления по взысканию в бюджет района за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет МО "Зеленоградское городское поселение" правомерны.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, заявление Администрации правомерно оставили без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в нем доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу N А21-7428/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.